Мастер тишины: в Пушкинском открылась выставка Джорджо Моранди

Метафизические пейзажи, натюрморты в духе магического реализма, автопортреты и уникальные гравюры. В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка шедевров итальянского художника Джорджо Моранди. За неповторимый стиль его прозвали мастером тишины и тихим гением.

Метафизические пейзажи, натюрморты в духе магического реализма, автопортреты и уникальные гравюры. В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка шедевров итальянского художника Джорджо Моранди. За неповторимый стиль его прозвали мастером тишины и тихим гением.

Он серьезен и погружен в раздумья. Взгляд на себя со стороны. Автопортретов Джорджо Моранди осталось немного, этот, написанный еще в начале его творческого пути в 1925 году, открывает нынешнюю выставку в Пушкинском музее.

"Он изображает не лицо крупно, а всю фигуру — наблюдение за собой со стороны. Это тоже такой диалог с самим собой, а дальше — с предметным миром", — рассказывает куратор выставки Виктория Маркова.

Он сохранял верность двум жанрам — натюрморту и пейзажу. Оба представлены в экспозиции. Один из первых и ярких натюрмортов 1918 года попал сюда из собрания Эрмитажа. Но большая часть полотен приехала из музея Моранди в Болонье — места, где он жил и творил.

Ощущение глубины создают тени и расположение самих предметов. Кстати, у художника они часто одни и те же: бутылки, вазы, коробки. Но в этом и была его суть — разглядеть и показать красоту простых форм.

"На первый взгляд скромнейшие предметы превращаются в некие образы. Когда ты оказываешься один на один с этим натюрмортом или этим пейзажем, то погружаешься в это глубокое состояние и понимаешь приоритеты", — объясняет Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Любопытно, но о художнике Моранди мир узнал вовсе не через натюрморты. Первой опубликованной работой была гравюра. Гравюры публиковались маленькими тиражами. Свои доски художник печатал сам или отдавал в институт графики.

"Сам Моранди говорил: я пишу и вырезаю. В его сознании гравюра и живопись были равноправными", — говорит Мария Кристина Бандера, научный директор Фонда изучения истории искусства Роберто Лонги, специалист по творчеству Джорджо Моранди.

Большую часть работ художник написал в родительском доме. Его мастерской было просторное помещение, в котором кувшины, вазы и бутылки соседствовали с книгами. Часть этих вещей можно увидеть и здесь.

70 полотен, 20 гравюр — в них весь творческий путь художника. Отправиться в это путешествие вместе с ним и прикоснуться к самой сути вещей можно до 10 сентября.