Эрнест Мацкявичюс. Первый опыт "большой" литературы

Вышла в свет книга заслуженного артиста России, режиссера и создателя "Театра пластической драмы" Гедрюса Мацкявичюса "Преодоление". Первую часть книги написал сын Гедрюса Эрнест Мацкявичюс - ведущий программы "Вести". Это его первый литературный опыт. "Вести" побеседовали с Эрнестом о новой книге.

18 мая вышла в свет книга заслуженного артиста России, режиссера и создателя уникального "Театра пластической драмы" Гедрюса Мацкявичюса "Преодоление". В нее вошли не изданные при жизни воспоминания, подробный рассказ о работе над главными постановками, открывающий ряд профессиональных секретов и представляющий серьезный интерес для начинающих режиссеров, а также эмоциональное и откровенное объяснение причин гибели театра. Первую часть книги написал сын Гедрюса Мацкявичюса Эрнест Мацкявичюс  - ведущий программы "Вести" на телеканале "Россия". Это его первый литературный опыт. В автобиографическом эссе "С.Н.Ы" он описывает детские годы, проведенные сначала за кулисами и на сцене, а потом в "дурной компании", а также сложные взаимоотношения с отцом, менявшиеся на протяжении всей жизни.

- Эрнест, о чем эта книга, и почему она выходит именно сейчас?

- Книга называется "Преодоление". Так же назывался первый программный спектакль, поставленный отцом, с которого и начался его театр. "Преодоление" 1975 года – это повествование о судьбе Микеланджело, о его борьбе и сомнениях, о поиске творческого пути и себя. В этом смысле спектакль получился автобиографическим и в чем-то пророческим, поэтому при выборе названия для книги особых сомнений не было.

Дать определение жанру, в котором она написана, довольно сложно, как сложно было в свое время дать определение театру, который создал отец, театру, который на сцене молчал. Понятие "пластическая драма" появилось позже. Хотя, если угодно, это пластическая драма на бумаге. Это книга о том, о чем молчал театр Мацкявичюса.

В первую очередь она, наверное, заинтересует тех, кто видел хотя бы один спектакль, а также начинающих режиссеров и людей, интересующихся природой творчества. Но там есть несколько моментов, которые не могут не зацепить даже случайного читателя.

- Почему вы решили участвовать в написании книги и насколько трудно вам это было?

- Писать было, конечно, трудно, я же не писатель, к тому же слишком мало времени еще прошло после папиной смерти. Но издательство попросило меня написать первую главу, и я ему за это благодарен. Потому что невольно ответил на вопросы, к которым раньше боялся даже прикоснуться, а также открыл несколько новых "клапанов" - и духовных, и профессиональных.

Моя глава немного выпадает из общей концепции книги, потому что она не совсем о театре и совсем не об отце как режиссере. Это небольшое автобиографическое эссе об отце – как об отце, о наших с ним непростых отношениях, о том, каково это - жить под одной крышей с творцом - и о том, как даже самые близкие люди порой могут не знать, что они на самом деле друг для друга значат.

- Почему она называется "С.Н.Ы"?

- Отчасти это объясняется уже в первом абзаце, но окончательный смысл названия, мне кажется, становится понятным только после прочтения. Но к слову "спать" оно никакого отношения не имеет.

- Как отец писал книгу, он рассказывал вам о своей работе?

- Да, конечно, рассказывал, даже давал почитать отдельные главы. Писать он начал, когда уже ушел из театра, и, конечно, в тексте чувствуется, насколько тяжелым было это расставание. Отец честно и крайне жестко рассказывает, почему театр умер. Возможно, потом, в последние годы жизни, он считал иначе, но у него было железное правило – никогда ничего не менять. Все, что сказано здесь и сейчас, – это уже история, в том числе история чувств и ощущений, а историю трогать нельзя, иначе она превратится в беллетристику. При жизни издать свою книгу он не смог, и когда его не стало, я понял, что у меня есть одно важное дело, не сделав которого, я не смогу спокойно спать.

- У вас теперь не появилось желания написать уже полностью свою книгу?

- Это желание у меня появилось лет в восемь - как только я научился более-менее сносно читать, но судя по тому, что книга пока не написана, нужно что-то еще помимо желания. Будем искать.