Готические фантазии в русском стиле: открывается выставка Василия Баженова

Музей Щусева открывает грандиозную выставку, посвящённую великому архитектору Василию Баженову. Автора знаменитого ансамбля Царицыно считают основателем русской псевдоготики. Почему на эту выставку стоит сходить?

Музей Щусева открывает грандиозную выставку, посвящённую великому архитектору Василию Баженову. Автора знаменитого ансамбля Царицыно считают основателем русской псевдоготики. Почему на эту выставку стоит сходить?

Готические фантазии рождаются в голове Василия Баженова после учебы в Париже. Вот его первый эскиз с элементами готики — 1764 год. А это — уже реализованные работы. Вместе с архитектором Матвеем Казаковым он берется за ансамбль увеселительных сооружений на Ходынке по просьбе Екатерины II.

"Здесь присутствует и готика, и древнерусские детали. Деревянные в основном сооружения и по холсту расписанные — они просуществовали не очень долго", — говорит куратор выставки Зоя Золотницкая.

Зато это монументальное сооружение Баженова — ансамбль Царицыно — сохранился до наших дней. Эскиз тех лет занимает центральную часть экспозиции, посвященной 280-летию со дня рождения архитектора.

Сам Баженов архитектуру летней загородной резиденции Екатерины Великой называл "нежной готикой" за изящные формы. Впрочем, здесь смешалось все: стрельчатые окна и ворота соседствовали с узорчатой кирпичной кладкой, характерной для русских зданий XVII века.

"Дворец самой Екатерины изображен здесь только боковым фасадом, это малый дворец полуциркульный, он осуществлен и средний дворец для нее, который сейчас называют Оперным домом", — объясняет Зоя Золотницкая.

Он тоже здесь — под стеклом в виде макета как символ архитектурной мечты Баженова, соединяющей в себе разные эпохи — от готики до неоклассики.

"Театр является во многом ключевым образом этой культуры, этой эпохи, этого стиля Баженова, поскольку театр во многом собирает и олицетворяет всю среду, в которой творил Баженов как художник", — говорит куратор выставки Сергей Хачатуров.

Графика, живопись, скульптура — экспозиция занимает шесть залов главной анфилады здания музея Щусева на втором этаже. Здесь уже закончилась реставрация, и теперь сами залы заслуживают отдельного исторического экскурса. Стенам вернули цвета XIX века.

"В этот же период служащие Московской казенной палаты заказывают роспись потолка — он сохранился достаточно хорошо, художник здесь использовал крайне популярную в то время технику гризайль", — объясняет заведующая научным отделом популяризации архитектуры Музея архитектуры имени Щусева Ксения Смирнова.

Имитация объемного рельефа особенно органична в зале, в котором разместились чертежи храмов. Это последний раздел выставки.

"Мы сейчас стоим рядом с моделями Кремлевских соборов — для людей XVIII века они однозначно маркировались как готические", — рассказывает Сергей Хачатуров.

Двухколоколенные храмы напоминают Нотр-Дам-де-Пари. Многие из идей так и остались только на бумаге и все это время хранились в архивах. Рассмотреть все в деталях посетители музея Щусева смогут уже завтра. Выставка продлится до конца июля.