Тема:

Мигранты в Европе 2 недели назад

Горячий пригород: королевский Сен-Дени превратился в мигрантскую коммуну

Самая известная мигрантская коммуна – всего в 9 километрах к северу от центра Парижа, в историческом Сен-Дени. Вчерашние мигранты – две пятых местных жителей, уровень преступности вдвое выше, чем в среднем по стране.

Франция — одна из немногих стран, где нет официальной этнической статистики. Слово "национальный" там указывает на принадлежность к Французской республике. По неофициальным данным МВД, почти треть нынешних граждан страны родились за границей или имеют родителей-иностранцев. Внушительная политическая сила. Самая известная мигрантская коммуна — всего в 9 километрах к северу от центра столицы, в историческом Сен-Дени, между древней усыпальницей французских королей и сверхсовременным стадионом Стад-де-Франс. Вчерашние мигранты — две пятых местных жителей. А уровень преступности вдвое выше, чем в среднем по стране.

Его называют коротко — 93-й квартал. На деле это целый город, расположенный сразу за местным "МКАД". Когда-то излюбленное место королевской знати, Сан-Дени сегодня самый криминальный и самый опасный: здесь чаще всего жгут машины, свободно торгуют наркотиками, живут по своим законам и не признают полицию. Здесь же укрывался организатор ноябрьских терактов в Париже.

На привокзальной площади кипит торговля. Снимать приходится скрытно. Ворованные тележки из супермаркета переделаны под шашлычницу. На раскаленных углях шипят сочные палочки с кебабом. Женщины в африканских одеждах продают напитки. Из 110 тысяч — 30 тысяч иностранцы, каждый четвертый сидит без работы. Бедность в два раза выше, чем в среднем по всей Франции. О проблемах беседуем с работником мясной лавки, вывеска на двух языках. Он рассказывает, что здесь не хватает полиции, и если ограбят девушку, за вором никто не побежит.

Владелец лавки из Алжира, банковскими картами платить не разрешает, берет только наличными. За кассой изображение Мекки и арабский календарь за 2015 год. Из-за ситуации в городе клиентов становится меньше, ходить сюда боятся. Продавец надеется, что Макрон изменит ситуацию.

Сетевые закусочные адаптируются под новые реалии. Ресторан быстрого питания, сделанный на американский манер: внутри вся та же еда, разница лишь в том, что она халяльная, отсюда и двойное название — Mak d'Hal. Стойка для заказа, в меню бургеры, картошка фри, салаты и газированные напитки. Работники о политике говорят мало, их она не интересует. Голосовать вроде как нужно, но за кого, они не знают, дебаты картину не прояснили. В первом туре здесь победил Жан-Люк Меланшон. Агитировать перед вторым пытались оба финалиста, получилось не очень. На плакатах у Макрона либо выколоты глаза, либо написано на лбу: "Я пустышка". Но и Ле Пен здесь не признают.

Символом района, куда еще иногда заходят туристы, по-прежнему считают построенную еще в V веке базилику, ставшую королевской усыпальницей страны. Ее возвели на месте погребения святого Дионисия — первого епископа Парижа. Около 70 надгробных скульптур и гробниц из мрамора, здесь покоятся 42 короля, королевы, принцы и принцессы. В ногах — собачки, которых при жизни носили на руках, на них переселялись блохи.

В XII веке аббатство превращают в шедевр и называют образцом готического искусства, сегодня базилика и некрополь, пожалуй, последнее место во всем районе, которое еще хоть как-то напоминает о той старой, аристократической Франции.

Надер цитирует начало Корана, это самое часто покупаемое издание в местном книжном магазине. Акцент и упор на преподавании ислама детям. Литература на двух языках. Что такое, к примеру, шариат? Толкования, разъяснения в картинках и сказках. Тут же косметика для дам и правильная одежда. "В моде хиджаб яркий, свежий, а здесь тот тип одежды, который мы чаще встречаем в странах персидского залива, Дубае, Катаре", — поясняет историк Надер Алами.

По закону во Франции закрывать лицо нельзя, да и на работу не возьмут, если на голове платок. Исключение — Сен-Дени. Правда, вырваться отсюда, имея местную прописку, почти невозможно, в столице никуда не устроиться. Дети часто ходят в религиозные школы при мечетях, их тут на весь район 9, на днях открыли еще одну.

1200 квадратных метров для мужчин, еще 300 для женщин. Большая парковка, классы для обучения. Ее создавали на пожертвования 10 лет, открывали в присутствии советника мэра и членов муниципалитета.

Двери мечети сейчас закрыты, внутри ведут отделочные работы, проект обошелся в 6 миллионов евро, часть денег прислали из Саудовской Аравии. К концу мая все будет закончено, и здесь смогут молиться 2500 тысячи человек. Попытки пообщаться с имамом лично закончились фиаско.

В Сен-Дени живут около 130 национальностей, чаще все же слышна арабская речь. С французского на арабский и обратно. Историк по образованию, Надер рисует картину новой меняющейся Франции: "Партии, которые раньше никогда не проигрывали, теперь даже не попали во второй тур. Поэтому, чтобы вернуть себе влияние, они вынуждены будут отдать места мусульманам. Это уже настоящее Франции".

После прогулки по Сен-Дени спорить с ним уже не хотелось.