Реформатор против консерватора: Иран готовится выбрать нового президента

Неделя остаётся до президентских выборов в Иране. Теледебаты – в самом разгаре. На пост главы правительства – а именно эту функцию выполняет президент Исламской Республики – претендуют шестеро. Правда, по мнению политологов, серьёзные шансы на победу есть лишь у двоих.

Неделя остаётся до президентских выборов в Иране. Теледебаты — в самом разгаре. На пост главы правительства — а именно эту функцию выполняет президент Исламской Республики — претендуют шестеро. Правда, по мнению политологов, серьёзные шансы на победу есть лишь у двоих: действующего Хасана Роухани и Ибрагима Раиси, бывшего прокурора, а ныне председателя религиозного фонда с активами в двадцать миллиардов евро.

В Иране самый горячий политический период — буквально вся страна следила за последним, третьим раундом теледебатов. До выборов — ровно неделя. При общем курсе всегда следовать заветам исламской революции, внутри иранский политический расклад куда более сложный и разнообразный. Из 1636 зарегистрированных кандидатов Высший совет исламского корпуса утвердил всего шестерых. Действующий президент Хасан Роухани, мэр Тегерана Мухаммед Багер Калибаф, консерватор и хранитель гробницы Имама Резы Ибрагим Раиси, вице-президент кабинета Роухани Эсхак Джахангири и бывшие министры, центрист и консерватор Мустафа Хашеми-Таба и Мустафа Мир-Салим. Сегодня основной темой стала коррупция.

"Бороться нужно не только с коррупцией и контрабандой, а с их первопричинами. Я считаю, что в стране нужно менять банковскую систему. Этот сектор нуждается в полной реформации. Но даже в таких условиях моя команда сумела удвоить капитал государственных банков и активизировать экономический сектор", — заявил действующий президент Ирана Хасан Роухани.

"Катастрофическое положение с контрабандой. В стране огромное количество портов и пунктов, где проходят неучтенные товары. Всё это — следствие коррупции, которую нужно искоренять", — высказался другой кандидат а президенты страны Ибрагим Раиси.

Подавал документы на регистрацию и бывший президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Но еще во время своего второго срока он попал в немилость: попытка узурпации власти, ядерная программа, санкции. Он подвел Иран к краю экономической пропасти. Ну и знаменитая фраза "Израиль должен быть стерт с лица земли". Верховный Аятолла настоятельно не рекомендовал Ахмадинежаду баллотироваться, и в итоге он так и не попал в список кандидатов. А они сегодня в прямом эфире выдвигали громкие обвинения в адрес друг друга. Больше всего доставалось действующему президенту.

"Моя команда усилит экономику, ее нынешнее положение тяжелое. Слишком сильной остается зависимость от сырьевого сектора. Администрация Роухани не справилась с этой задачей. Кроме того, я создам новые рабочие места", — пообещал кандидат в президенты Ирана, мэр Тегерана Багер Калибаф.

Но в активе Хасана Роухани — реальные результаты: ядерная сделка и снятие пакета санкций. Ведь ежедневно бюджет Ирана терял миллионы долларов. Для сырьевой экономики запрет на торговлю нефтью и газом, отключение от системы SWIFT и мировых банковских платежных систем было смерти подобно. Иран не мог покупать даже лекарства, не говоря уже о гражданских самолетах, машинах, технологиях.

"Роухани пришел к власти, когда страна была загнана в такой тупик, который трудно себе представить, живя вне Ирана. Когда уходил Ахмадинежад и приходил Роухани, Иран был просто изолирован по всем направлениям: ничего не оплатить, не получить оттуда деньги, страна потихонечку приближалась к Северной Корее", — рассказывает эксперт Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Сергей Богдан.

После снятия санкций ВВП Ирана вырос почти на шесть процентов. Но пока эти экономические достижения не ощущают простые граждане Ирана, безработица по-прежнему остается одной из основных проблем в стране. С другой стороны, остальным кандидатам и вовсе нечем похвастаться. Вечный кандидат в президенты, как его называют в Иране, Мухаммед Багер Калибаф недавно испортил свой рейтинг скандалом во время пожара в Тегеране. В горящем здании Пеласко погибли три десятка человек. Ему также припоминают силовой разгон демонстраций, где были многочисленные погибшие и раненые.

Пожалуй, самый серьезный соперник действующего президента Роухани — это 56-летний Ибрахим Раиси. Специалист по исламскому праву, он был прокурором Тегерана, заместителем генерального прокурора страны, а в последнее время распоряжался огромными средствами крупнейшего в Иране благотворительного фонда "Остане Кодсе Резави". Но главное — его кандидатуру поддерживает сам Аятолла Хаменеи. Но и у Раиси есть свои скелеты в шкафу: в народе активно обсуждают количество смертных приговоров, вынесенных с его участием за период работы в судебной системе.

По мнению экспертов, основная схватка предстоит именно между Роухани и Раиси. Реформатор против консерватора. Впрочем, за последние тридцать лет в Иране сложилась устойчивая традиция — после сбежавшего Банисадра и убитого Раджаи все президенты избирались на два срока.