Путина рассмешил вопрос американских журналистов

Недавно США посетил наш министр иностранных дел Сергей Лавров. Он провел в Белом доме переговоры со своим коллегой Рексом Тиллерсоном, а потом и с президентом Дональдом Трампом. Темы – подробно Сирия, Палестина и Израиль, Афганистан, Минские соглашения и Украина, наши контакты.

Автор: Дмитрий Киселёв

Недавно США посетил наш министр иностранных дел Сергей Лавров. Он провел в Белом доме переговоры со своим коллегой Рексом Тиллерсоном, а потом и с президентом Дональдом Трампом. Темы — подробно Сирия, Палестина и Израиль, Афганистан, Минские соглашения и Украина, наши контакты.

Кстати, отношения между Россией и США отягощены еще прошлой американской администрацией, например, высылкой в декабре 2016-го десятков наших дипломатов. Москва пока не ответила, но подчеркнула, что "принцип взаимности никто не отменял".

Так что миссия Лаврова в Америке была, с одной стороны, сложна, а с другой, — совершенно понятна: начать процесс восстановления отношений, где США, очевидно, должны пройти свой путь. Для координации действий договорились продолжить работу двусторонней Рабочей группы по нормализации отношений.

С российской стороны нашу часть возглавляет замминистра иностранных дел Сергей Рябков, с американской — замгоссекретаря Томас Шэннон. На языке дипломатов это просто — "канал Рябков — Шэннон". Собственно, по этой линии и готовится июльская встреча Путин — Трамп.

В этой связи важна общая оценка Сергеем Лавровым перемен в характере российско-американского диалога. "Сейчас диалог между Россией и США свободен от идеологизированности, характерной в период администрации Обамы. Президент США Трамп, его администрация, госсекретарь Тиллерсон — это люди, которые хотят вести диалог не ради того, чтобы показать свои достижения в сфере идеологических предпочтений, а чтобы решать конкретные вопросы, от которых зависят развитие страны, благополучие граждан и урегулирование конфликтов в разных частях мира", — подчеркнул глава российского МИД.

Недавно в Белый дом к Трампу как-то "просунулся" министр иностранных дел Украины Павел Климкин, как всегда в мешковатом костюме. Климкин во время встречи стоял, Трамп начал разговор с ним, сидя, не выходя из-за стола. Подробностей разговора мало, ясно лишь, что он был накоротке, а главная мысль Климкина после похода в Белый дом такова: за встречу с Трампа лоббистам не платил. Это так, из области дипломатических курьезов.

Автор: Александр Христенко

Фотографии Сергея Лаврова и Дональда Трампа — на первых полосах всех ведущих американских газет. Знаковое событие. В столице США глава российского МИД не был четыре года, а теперь был принят на высшем уровне — в Овальном кабинете Белого дома. От одного этого факта многим американским политикам стало дурно, на грани нервного срыва оказалась и пресса США.

Сияющий Трамп, улыбающийся Лавров и посол России в США Кисляк. На встречу был приглашен и патриарх американской дипломатии Генри Киссинджер. Таких снимков явно никто не ожидал. Тем более возмутило местных журналистов, что и сами фотографии из Белого дома пришлось брать у русских. В действительности по решению Белого дома на встрече Лаврова и Трампа работали лишь два фотографа — по одному от каждой из сторон. Газета The Washington Post даже в этом увидела угрозу национальной безопасности.

Опытный фотограф ТАСС Александр Щербак, чьи кадры вызвали такую болезненную реакцию, потрясен, как из обычной съемки американская пресса раздула чуть ли не шпионский скандал.

"Они могут что угодно городить. Как показывает практика. не останавливаются перед какой-либо профессиональной этикой. Контроль на проходе был полный, обнюхали собаки, был личный досмотр двумя людьми. Проверили рюкзак, разгрузку, в комнате сказали оставить телефоны. В Овальном кабинете я был только с двумя фотоаппаратами", — рассказал Щербак.

Внезапная отставка директора ФБР Джеймса Коми и совпавший с ней визит Лаврова в американском эфире затмили все. Джеймс Коми с прошлого лета расследовал возможные связи советников Трампа с Россией. Ничего не нашел, но слухи и мифы в американском медиапространстве уже живут своей жизнью. Дошло до того, что прокомментировать отставку директора ФБР американские журналисты попросили Владимира Путина.

- Как повлияет увольнение Коми на двусторонние отношения?

- Увольнение? – переспросил глава российского государства.

- Увольнение.

- Да никак не повлияет. Ваш вопрос выглядит, вы на меня не сердитесь, пожалуйста, смешным для меня. Мы не имеем к этому никакого отношения. Президент Трамп действует в рамках своей компетенции, Конституции и законов. Мы здесь при чем? Я вот в хоккей собираюсь играть с любителями.

Лаврова на пресс-конференции в российском посольстве в США забросали вопросами — тоже о директоре ФБР и российском вмешательстве в выборы. "Ни единого доказательства, ни единого факта никто никому не предъявил. Положите на стол хотя бы один факт, тогда мы можем хоть отреагировать. А сейчас нам в глаза говорят, что все всё знают, и это продолжается уже несколько месяцев. Ни одного факта нигде не предъявлено, в том числе в Сенате, где создана специальная комиссия. Ребята, ну. это несерьезно", — заявил Лавров.

Дональд Трамп — под беспрецедентным давлением. Вот уже почти полгода его спрашивают о России.

- Вы, ваша семья либо компании получали когда-либо какие-либо инвестиции или кредиты из России? – поинтересовался Лестер Холт, ведущий телеканала NBC.

- У меня нет ничего общего с Россией: ни инвестиций, ни собственности. Ничего! – ответил Дональд Трамп.

- Когда вы решили уволить Коми за день до приезда Лаврова и российского посла в Белый дом, вы продумали, как это будет выглядеть?

- Никогда не думал об этом. Встреча была назначена некоторое время назад. Я мог, конечно, подождать с увольнением, но какая разница? Я не занимаюсь косметическими вещами. Я хочу сделать хорошее дело для страны. Когда мы говорили по телефону с Путиным, он меня спросил, встречусь ли я с Лавровым? И что, мне надо было сказать "нет"? Не буду? Я сказал да, и у нас с Лавровым были отличные переговоры по Сирии, Украине. Может быть, благодаря этой беседе гораздо меньше людей будет убито, и она приведет к миру. Так что я – за такие переговоры.

Но Трампа все-равно дразнят с экранов. Так, одна из телеведущих, стратег демократов Джули Рогински, будто потеряла дар американской речи и заговорила по-русски.

Президента США поставили в такие условия, что он вынужден объясняться за малейшее действие, которое хоть как-то затрагивает Россию, даже если это обсуждения плана по введению в Сирии зон деэскалации или совместной борьбы с терроризмом.

"Любые договоренности с Москвой в нынешних условиях будут рассматриваться под микроскопом. Любые уступки будут выглядеть как уступки нашим особенно подозрительным товарищам. Если это произойдет на встрече Путина и Трампа, то Трампу обязательно предъявят претензии. Он прекрасно это понимает. Вопрос, как он с этими претензиями сможет справляться", — считает Дмитрий Саймс, политолог, президент Центра национальных интересов.

К тому, что команда не справляется, похоже, склоняется сам Трамп. Скандал из-за отставки Коми не утихает. По утечкам из Белого дома Трамп недоволен своей пресс-службой и тем, как выстраиваются стратегические коммуникации. Говорят, что кресло зашаталось под пресс-секретарем Шоном Спайсером.

На его место прочат телезвезду Fox News Кимберли Гилфойл. В прошлом — прокурор, сейчас она — соведущая программы The Five, которая, судя по очень высоким рейтингам, пришлась по вкусу зрителям телеканала.

Впрочем, если пресс-секретарем станет Кимберли Гилфойл, то видеть ее журналисты будут, скорее всего, гораздо реже, чем Шона Спайсера. После того как появились расхождения в версиях увольнения директора ФБР, которые публично излагал президент и его подчиненные, Трамп, похоже, решился на радикальный шаг — собирается просто отменить ежедневные брифинги в Белом доме. "Буду проводить их сам каждые две недели. Думаю, это хорошая идея, потому что у нас такой невероятный уровень враждебности", — сказал Трамп.

И, конечно, останется Twitter. Впрочем, одна из последних записей Трампа — о бывшем директоре ФБР — вызвала новый скандал. "Джеймсу Коми, прежде чем начать утечки в прессу, стоило бы надеяться, что не имеется пленок с нашими разговорами", — написал американский президент.

Выходит, не только ФБР прослушивало команду Трампа, но и Трамп мог записывать директора ФБР? Прямо в Овальном кабинете? Все чаще в комментариях всплывает слово "Уотергейт", проскакивает и "импичмент".

"За увольнение Коми импичмент Трампу невозможен. Но очевидно, что демократы будут пытаться создать впечатление, что Коми уволен не просто потому, что был некомпетентен, не за непрофессионализм и не за то, что не выполнял законные требования президента. Они будут говорить, что Трамп пытается помешать расследованию, они будут говорить, что теперь особенно важны дополнительные ресурсы для расследования, могут назначить специального прокурора", — сказал Дмитрий Саймс.

Отставник Коми надел бейсболку, сменил офисный костюм на спортивный и пообещал дать новые показания на закрытых слушаниях Комитета по разведке.

Символом некоей растерянности американского президента стал его недописанный твит — Трамп опубликовал всего одно слово — "мы". Вскоре твит удалил, но его, конечно, успели скопировать. Кто "мы" и что "мы", так и осталось неизвестным.