Тема:

Франция выбрала Макрона 1 месяц назад

Франция выбрала президента с неубедительной кредитной историей

14 мая во Франции состоялась инаугурация только что избранного президента республики Эммануэля Макрона. Ему – 39. Он – самый молодой лидер страны со времен Наполеона.

14 мая во Франции состоялась инаугурация только что избранного президента республики Эммануэля Макрона. Ему – 39. Он — самый молодой лидер страны со времен Наполеона. Впрочем, на этом параллели и заканчиваются, ведь Наполеон — ярчайшая личность, а о Макроне так не говорят даже те, кто вроде его поддерживает.

Как командир артиллерии Наполеон уже в 24 года провел блистательную военную операцию и отбил у англичан захваченный ими французский Тулон, за что получил звание бригадного генерала. И это в 24! Наполеон тогда просто-напросто спас республиканскую Францию.

Макрон в таком возрасте даже еще не ответил для себя на вопрос, кем быть? Лишь в 27 поступает на госслужбу, начав тихую карьеру инспектором в Министерстве экономики Франции.

Еще год назад во французской политике не было такого человека — Макрон. А сейчас вдруг к удивлению всей Европы, да и всего мира он — президент великой Франции. Но как такое могло произойти?

Очень просто. Ведь сейчас из всех искусств важнейшее — уметь продать. Специалисты по продажам везде в большой цене. Образ Макрона для Франции сконструировали как нечто свежее, молодое, привлекательное, энергичное, смелое и благородное, вдохновляющее, не колющее и не жмущее, удобное, модное, романтичное, даже сладкое и как нужное и полезное. Буквально втюхали, вынудили купить, и теперь Франция даже вдохновлена приобретением, и даже в некотором оптимизме, словно сделанная покупка, изменит жизнь.

Избрание Макрона президентом было блестяще проведенной маркетинговой операцией — с глубоким исследованием рынка, подбором продукта, его доводкой и мощнейшей рекламной кампанией, не оставляющей конкурентам хоть каких-то шансов. И стало совершенно ясным, что современные политические технологии во Франции — это лишь частный случай умения продать. Надо признать, французские политтехнологи сделали блестящую работу.

Но даже ее не хватило бы, если бы все политическое поле вокруг Макрона не вытаптывалось всей мощью государства, в то время как с самого Макрона пылинки сдували. Лидера президентской гонки на ее ранней стадии Франсуа Фийона разрушили пустыми криминальными преследованиями. А прошедшую-таки во второй тур выборов Марин Ле Пен так демонизировала пресса, что не оставила ей к финалу никаких шансов.

Ведущая государственная телекомпания France 2 при сохранении видимости баланса времени в эфире для двух финалистов работала лишь на Макрона. Как? А очень просто. Если проанализировать выпуски новостей на France 2 по итогам каждого дня за последнюю неделю президентской гонки, то видно, что все эксперты, к которым обращается телеканал, критикуют лишь Марин Ле Пен, никто из них ни разу не поставил под сомнение позиции Макрона. Его в эфире критиковали лишь члены команды Ле Пен. Но ведь они же, как всем понятно, не могут быть объективными. Такова и цена их высказываниям. Журналисты France 2 смаковали фактические ошибки и неточности, допущенные в речах Ле Пен, зато у Макрона они ляпов не находили вообще.

Против Ле Пен удалось настроить профсоюзы и организацию работодателей. За Макрона агитировали сам действующий президент Олланд, его премьер-министр Казнев, даже Ангела Меркель. "Я не сомневаюсь, что если Макрона изберут, на что я надеюсь, он будет сильным президентом", — заявила Меркель. За Макрона — Барак Обама, Могерини, Юнкер, сама Тереза Мэй и великий Зидан. И это за человека фактически без политического прошлого, как говорится, с неубедительной кредитной историей. Пока все звезды мировой политики из группы поддержки Макрона громко осуждали популизм в политике, стопроцентный популист Макрон одержал победу на выборах президента Франции. Чего стоит хотя бы название его политического движения, специально созданного под проект: "Вперед!" (En marche!) или "За мной!", или даже "Идем!", или "В путь!"

В любом случае, непонятно, куда "Вперед!", куда "За мной!", куда "Идем!" или куда "В путь!". Бодро-оптимистичная абстракция. Каждый может вкладывать в нее все, что пожелает, и думать, что пойдут все именно в том направлении, о котором мечтает он или она. Хотя, по сути, смысл проекта "Преемник" уходящего президента Олланда — в том, чтобы Франция как раз не сдвинулась с места и принципиальных перемен ни внутри страны, ни во внешней политике не произошло. То есть, "Вперед!" — это бег на месте. Но почему бы и не размяться? Кому и когда это вредило?

Но "Вперед!" (En marche!) — хитрый лозунг еще и потому, что в печатных изданиях писался и в сокращении. Если по-французски произнести эту аббревиатуру даже мысленно, про себя получаем "aime" — "люблю". Для Франции это много. Просто отлично придумано. Чудесное совпадение и в том, что "aime" — это и инициалы Эммануэля Макрона. Снимаю шляпу!

Ну, а как лихо имиджмейкеры преобразили семейный мезальянс Макрона, жена которого старше него на 24 года! Если поначалу ещё кто-то вскользь усмехался и относил эту странную разницу в возрасте на счёт вполне современной ориентации Эммануэля, то сейчас об этом — ни слова.

За Бриджит Макрон взялись лучшие модельеры и визажисты и парикмахеры. Макрона попросили ходить с женой, постоянно взявшись за руки. Поцелуи, взгляды и поглаживания... Счастливый и довольный вид в свете рампы ныне уже первой дамы Франции прибавлял Макрону голоса француженок — ровесниц Бриджит, кстати, уже пенсионерок. Как же, ведь и они тоже могли бы так блистать. А президент теперь и другим мужчинам даёт пример.

Так или иначе, а всё вместе даёт Макрону аж 66%. Это протестные голоса против превращенной в страшилу Марин Ле Пен. Реально у Макрона его кровные из первого тура — 24%. Впереди — июньские парламентские выборы. 11-го — тоже жестокая схватка с непредсказуемым результатом.

Почему? Да потому что старая политическая система с традиционными партиями и институтами Франции оказалась не нужна. Как во втором туре президентских выборов не показалось ни одного кандидата от традиционных партий, так и сейчас главными игроками станут не те, кто правил бал раньше. Так, некогда мощные социалисты — сейчас уже политические карлики. От них ушёл даже экс-премьер Вальс.

А Макрон делает ребрендинг своего движения — теперь это уже "Вперед, республика!" — и для битвы за парламент набирает к себе перебежчиков. Экс-премьер и экс-социалист Вальс — лишь один из пожелавших. Правда, некогда главные оппоненты социалистов — республиканцы — будут пытаться взять реванш, Марин Ле Пен, похоже, не остановится, а вслед за ней и яркая звезда президентской кампании Меланшон вступит в битву.

Результат парламентских выборов и составит окончательную конфигурацию новой власти во Франции — того, что в итоге будет весить президент Эммануэль Макрон. Сейчас ему кровь из носу нужно парламентское большинство.