В амурских школах в качестве эсперимента введут ЕГЭ по китайскому языку

ГТРК "Амур"

Быть или не быть ЕГЭ по китайскому языку – вопрос, который обсуждается на государственном уровне последние пару лет. Сейчас предполагается, что эксперимент проведут для выпускников 2020 года. В амурском Минобразования тем временем уверяют: ввести экзотический предмет в общую систему тестирования не так-то просто даже в нашем регионе, соседствующем с Поднебесной. Корреспондент ГТРК "Амур" разбирался в плюсах и минусах возможного нововведения.

Обычный урок китайского. Ничего удивительного, правда, только для учащихся 14-й благовещенской школы, где восточные иероглифы дети начинают познавать одновременно с буквами русского алфавита. Третьеклассница Лиза Белозерцева признается: этот предмет дается легко, и не только потому, что растет в семье, где знают иностранные языки. "Когда я ездила в Китай, я разговаривала с китайцами, и у меня много чего спрашивали. И мне было любопытно, что они говорят. Я, если могла, отвечала", — рассказывает ученица 3 класса школы N14 Елизавета Белозерцева.

14-я школа — единственная в области, где преподают китайский. И, конечно, здесь с нетерпением ждут введения госэкзамена по этому предмету. В основном же юные амурчане постигают язык Конфуция, посещая факультативы и спецкурсы. "Дети уже давно готовы к сдаче ЕГЭ по китайскому, потому что и уровень уже серьезный, и всероссийская олимпиада школьников показала, что у нас очень хорошо учат. Один из трех победителей олимпиады — девочка из Тынды", — говорит учитель китайского языка школы N14 Александр Кочешнов.

Сегодня амурские выпускники имеют возможность сдавать четыре иностранных языка: английский, французский, немецкий и абсолютно непопулярный в нашем регионе испанский. Прошлой осенью Дальний Восток стал участником всероссийского эксперимента: сотни амурских мальчишек и девчонок прошли пробный ЕГЭ по китайскому. За почти 3 часа старшеклассники ответили на 80 вопросов как в устной, так и письменной форме. Примерно так и будет выглядеть настоящий экзамен, говорят эксперты. Однако в стране до сих пор нет общепризнанных учебников по китайскому языку, даже в 14-й школе детей обучают по методичкам, приобретенным в КНР. "Нет вообще программ по китайскому языку, и складывается такая ситуация, что каждая школа берет на себя ответственность, подбирая те или иные учебники, создает собственную программу. И единого подхода к преподаванию китайского языка нет. Возникает вопрос: основываясь на чем, на какой программе, на каком языковом материале вот этот ЕГЭ по китайскому языку может быть введен?" — говорит доцент кафедры романо-германских и восточных языков БГПУ Надежда Глазачева.

В Благовещенском педуниверситете этот вопрос интересует и студентов. Ведь именно им предстоит встать у школьной доски в ближайшие годы. Профессию учителя иностранного языка Расул Акбаров выбрал изначально из-за любви к английскому. Сегодня без пяти минут бакалавр отдает предпочтение восточной грамоте. "Я больше интересуюсь китайским языком, потому что и больше получается, и рядом соседи, можно попрактиковать язык. Дальнейшие планы — вернуться в Узбекистан (к себе на родину) и там поднимать китайский язык", — делится студент факультета иностранных языков БГПУ Расул Акбаров.

Впрочем, рвения работать по профессии большинство одногруппников Расула не разделяют. Хотя с введением ЕГЭ по китайскому, очевидно, в некоторых амурских школах захотят включить этот предмет в систему общего образования, а значит, возникнет потребность в кадрах. "Но, как правило, выпускники не идут сегодня в школы, они востребованы на различных предприятиях. И зарплаты там совершенно иные, и другой стиль работы, и нет результатов ЕГЭ, не надо за детей отвечать", — говорит министр образования и науки Амурской области Марина Селюч.

Между тем точечное апробирование итоговой аттестации по китайскому языку в некоторых российских регионах планируют провести уже следующей весной. А полноценный экзамен, скорее всего, выпадет на долю сегодняшних восьмиклассников, которые в 2020 году будут оканчивать школу.

Сегодня