Гаджеты как угроза: США озвучило политику авиабезопасности

В Брюсселе обсуждали безопасность в небе. Вашингтон настаивал запретить уже европейским пассажирам при перелете в США брать на борт ноутбуки. Раньше проносить в салон электронную технику уже запретили пассажирам из стран Ближнего Востока и Северной Африки.

В Брюсселе обсуждали безопасность в небе. Вашингтон настаивал запретить уже европейским пассажирам при перелете в США брать на борт ноутбуки. Раньше проносить в салон электронную технику уже запретили пассажирам из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Европейцам право на гаджеты пока удалось отстоять. Но через неделю американцы пообещали провести новую встречу и озвучат некие другие ограничения.

Небо одно, правила разные: долгие брюссельские дебаты об американских страстях по межконтинентальным путешествиям закончились томным молчанием. Европейцы могут и дальше летать с ноутбуками на борту. Правда, для других запрет не отменили. Политологи строят догадки, каков следующий шаг. Может, по цвету паспорта выдавать разрешение на провоз техники?

"Тема касается, прежде всего, того, что США, как и прежде, начинают делить людей на первый класс и второй, — рассуждает политолог, американист Сергей Судаков. — Дискриминации подвергаются, прежде всего, выходцы из арабских стран. Те, кто летят недорогим бизнес-классом".

Известно, по технологии, прежде чем изменить правила столь кардинально, проводятся экспертные советы, а также изучается международный опыт. Один из самых авторитетных — пример Израиля, который славится своими дотошными проверками на границе.

"И они показывали, что не так страшен пронос ноутбука, который может оказаться бомбой или муляжом, как, скорее, страшны недоработки спецслужб, когда они могут пропустить профессионала, который способен из подручных средств, которые можно купить в Duty Free, собрать все, что угодно", — добавляет политолог Сергей Судаков.

За океаном дискуссия об ужесточении правил ведется давно. Так, еще в марте американские власти запретили гражданам некоторых стран Ближнего Востока и Северной Африки проносить гаджеты крупнее телефона на борт. Однако есть исключение — медицинские электронные устройства.

Такие ограничения коснулись 10 международных аэропортов Египта, Иордании, Катара, Марокко, Объединенных Арабских Эмиратов, Турции. По мнению США, потенциально эти страны — источник террористической угрозы. Эксперты уверены: прикрываясь бравыми речами о безопасности, это очередная попытка заработать.

"Это просто идет лоббирование каких-то отдельных авиакомпаний, в том числе ведущих. Таких, как American Airlines и Delta, — говорит генеральный директор ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации Виктор Горбачев. — Больше ничего. Это основные перевозчики американские хотят поправить свои финансовые дела. Они будут предоставлять эту услугу на борту воздушного судна. Вы придете со своей флешкой, они дадут свой ноутбук и работайте на здоровье".

Что можно европейцам иметь при себе на борту самолета, но нельзя, например, туркам? Помимо лэп-топов, запрещены электронные книги, планшеты, фото и видеокамеры. Ограничения легко обойти, но это создает неудобства и как бы принуждает к определенному выбору конкретного перевозчика. Или вынуждает делать пересадки.

"Если эти меры будут приниматься повсеместно и тотально, то авиационная отрасль столкнется с сильнейшим ударом, — считает главный эксперт института транспорта и транспортной политики ГУ ВШЭ Федор Борисов. — Ставит под удар всю индустрию авиационных перевозок. Кроме того, в виде, в котором она сейчас представлена, она создает неравные условия для перевозчиков. Она нарушает конкурентную борьбу".

В кругах, близких к авиационному праву, уверены: диалог о запретах надуманный, ведь никаких рекомендаций от профильных организаций — IKAO и IATA — не поступало. Именно они первыми реагируют на такие вещи как "потенциальная опасность" в гражданской авиации. Это одна из причин, почему этого вопроса нет на повестке в России.