Трамп занялся военным бизнесом


EPA

Белый дом готов поменять формат военной помощи для стран партнёров. Безвозмездные гранты планируется заменить кредитными траншами.

Белый дом готов поменять формат военной помощи для стран партнёров. Безвозмездные гранты планируется заменить кредитными траншами.

Военное лобби уже подсчитывает будущую прибыль, а странам-получателям "помощи" стоит начать закладывать в свои бюджеты расходы на выплаты по кредитам.

Счёт одних только процентов пойдёт на миллионы, принимая во внимание тот факт, что общая сумма военной помощи, которую планируется переформатировать в кредиты, составляет около миллиарда долларов.

Нововведение может коснуться Вьетнама, Колумбии, Ливана, Пакистана, Туниса, Филиппин, Украины и других стран. А вот сотрудничество с Израилем, Египтом и Иорданией предлагается оставить в нынешнем виде.

Впрочем, "бесплатной" военная помощь США в её нынешнем виде может считаться лишь условно. Военно-промышленный комплекс США свои деньги получает в любом случае, оплачивает ли заказ Пентагон или иностранный покупатель, который чаще всего просто обязан потратить выделенный грант на то, чтобы сделать военный заказ на американских заводах.

Часть военной помощи передаётся странам-получателям в рамках Программы передачи избыточной военной техники (Excess Defense Articles). Использовать дальше, послужившие боевые машины, или утилизировать их в США хлопотно и дорого.

Кроме того, часть этой техники оказывается уже небоеспособной, а её ремонт и содержание требуют от новых владельцев денег и новых контрактов с предприятиями производителями вооружения.

Для стран, в отношениях с которыми переход на схему прямой продажи бесперспективен, кредитная схема тоже может оказаться неприемлемой из-за неспособности ни сразу, ни по частям оплачивать поставки американского оружия. Однако тот факт, что США намерены её предложить, говорит об уверенности военно-промышленного блока в успехе.

Очевидно, что без государственных гарантий, получить кредиты от коммерческих банков США таким странам как Украина практически невозможно. Это значит, что выделение средств, наверняка будет сопровождаться требованием потратить получаемые средства на закупку вооружений в США. Возможно, кредитные средства, согласно новым бюджетным планам Трампа, даже не покинут территорию США и сразу отправятся на счета предприятий оборонки.

Что касается бесплатной помощи для Израиля, Египта и Иордании, то тут ситуация имеет свою особенность. Израиль (3.1 миллиарда долларов) и Египет (1.2 миллиарда долларов) являются крупнейшими получателями американской военной помощи в мире. Суммы, выделяемые обеим странам, связаны между собой и распределяются в пропорции 5:2.

США в данном случае выступает гарантом мирного сосуществования на Ближнем востоке Израиля и окружающих его стран арабского мира. А поставки вооружений призваны уравнять баланс сил в регионе, не позволяя никому получить стратегического превосходства над противником.

Стоит отметить, что Израиль единственный из партнёров США обладает правом тратить четверть получаемых средств на покупки собственных систем вооружений. Но даже в этом случае совместные проекты Израиля и США в сфере разработки вооружений оказываются под жёстким контролем со стороны Пентагона, что существенно ограничивает экспортный потенциал оборонных предприятий Израиля.

Египет же, как раз является примером страны, на территорию которой не попадает ни одного доллара помощи. Все гранты оседают в США в виде платежей по контрактам.