В "Манеже" сегодня открылся международный фестиваль "Интермузей", где можно разом оценить лучшие экспозиции России и мира. Главная тема форума — музей будущего.
Никогда еще "Интермузей" не открывали так рано. В 9 утра министр культуры уже осмотрел экспозицию и удивился масштабу: более 20 делегаций со всего мира, лучшие музеи из 10 государств, а российских участников — более 300. Все они ищут ответ на вопрос: какой он, музей XXI века?
"Каким будет музей будущего, не знает никто. Мы решили пофантазировать о том, каким он должен быть. И каждый представляет свое видение. Особый акцент делается на молодежь, потому что они – будущее", — говорит Михаил Брызгалов, заместитель председателя Оргкомитета фестиваля "Интермузей".
С таким мнением солидарны и в Русском музее. Их стенд посвящен программам для детей и студентов. Интерактивные панели призваны привить любовь к искусству.
"Основа – это те замечательные произведения, которые хранятся у нас. Применение мультимедиа позволит донести до будущих посетителей те задачи, цели, желания, которые хотел донести автор и, конечно, мы как хранители музея", — объясняет Анна Цветкова, заместитель директора по развитию и связям с общественностью Русского музея.
На "Интермузее" этого года мультимедийные ресурсы — главный экспонат. На каждом стенде гостям говорят небывалое: экспонаты трогать разрешается! Вот и Музей русского импрессионизма предлагает "руками" изучить историю создания картин.
"На экран можно нажать, выбрать холст, и после этого появляется история, какие холсты использовались, например, в XV веке, какие вообще бывают холсты: крупнозернистые, мелкозернистые. А ниже этот холст можно потрогать", — показывает Сабина Мельник, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.
Роботы, обучающие фильмы, интерактивные проекты. Кажется, вот и ответ: современный музей без технологий уже и не представить.
Это декорации Третьяковской галереи под названием "Проект 20". Нужно просто сесть на лавку вагона метро, надеть очки виртуальной реальности, и перед глазами возникают картины специального состава, который курсирует на Кольцевой ветке.
О сохранении культурного наследия в цифровом формате вот уже три года говорят в Донецком краеведческом музее. Совместно с ярославскими специалистами ученые ДНР создают копии шедевров, которым не страшны боевые действия.
"Это особенно актуально в связи с тем, что, например, в 2014 году наш музей пострадал от обстрелов Вооруженных сил Украины. Помимо природоведческой экспозиции пострадало фондохранилище, перекрытия упали на археологическую коллекцию", — объясняет Денис Кузнецов, генеральный директор Донецкого республиканского краеведческого музея.
В музеях Московского Кремля будущее выставочной деятельности видят в создании новых площадей. Представляют проект строящегося корпуса на месте средних торговых рядов — это будет по сути совершенно новый музей.
"Это позволит нам существенно увеличить число экспонатов, которые никто не видел, потому что из нашей богатейшей коллекции мы выставляем около 10 процентов", — поясняет Ольга Дмитриева, заместитель генерального директора музеев Московского Кремля по развитию и просветительской деятельности и популяризации музея.
Пять дней обсуждений, концертов, выставок. "Интермузей" — уникальный фестиваль, где можно разом оценить лучшие экспозиции России и мира. Концепция неизменна вот уже почти два десятка лет — вход бесплатный.