Мединский: расследование в "Гоголь-центре" к творчеству отношения не имеет

"Вести в субботу" встретились с министром культуры РФ Владимиром Мединским. В эксклюзивном интервью он рассказал, что думает о творчестве "Гоголь-центра", и дал оценку действий правоохранительных органов в сложившейся вокруг руководителя "Гоголь-центра" Кирилла Серебренникова ситуации.

"Вести в субботу" встретились с министром культуры РФ Владимиром Мединским. В эксклюзивном интервью он рассказал, что думает о творчестве "Гоголь-центра", и дал оценку действий правоохранительных органов в сложившейся вокруг руководителя "Гоголь-центра", известного режиссера Кирилла Серебренникова ситуации.

- Владимир Ростиславович, такой замечательный музей! Как это все работает?

- Пять лет назад форум "Интермузей" представлял собой частный фестиваль. Некая частная компания арендовала коммерческую площадку и потом перепродавала за маленькие деньги «квадратики» музейчикам.

В данном случае Мединский цитирует. Пренебрежительно "музейчиками" называли тогда всех вплоть до Эрмитажа и музеев Московского Кремля.

"Чтобы как-то "отбить" затраты, начинали тоже чем-то торговать. Они продавали мед, варежки, лапти активно расходились. В общем, эта музейная профессиональная выставка представляла собой какой-то невероятный, чудовищный китайский рынок", — вспоминает Мединский.

Теперь власти Москвы предоставляют Манеж бесплатно, а музеи-победители делятся здесь друг с другом современными подходами. На стенде Третьяковки обнаруживаем нечто интересное.

- Это же мы с вами как бы в московском метро?

- Да.

Но то — реальность виртуальная и очень красивая. А есть, конечно, и те реалии, которые и заставляли "Вести в субботу" искать встречи с министром. На ситуацию вокруг Кирилла Серебренникова заходим через всю ту же межмузейную выставку.

- Я на самом деле очень благодарен вам за эту точку, потому то мы здесь встретили несколько друзей нашей программы из музеев Палеха, Перми, Свияжска. Все они понимают, что здесь не только смотр, но и смотрины: на предмет поиска частных спонсоров, грантов Министерства культуры и так далее. Когда я разговариваю здесь со своими знакомыми, то они, творцы, немножко даже, мне кажется, побаиваются этой денежной темы. Это сочетание творческого и административно-хозяйственного, насколько оно естественно?

- Это сложное сочетание, — отмечает Мединский. — Вопрос ведь в чем заключается? Мы стараемся, чтобы как можно больше приходило в культурную отрасль внешних денег — не только спонсорских, но и чтобы люди приходили и покупали билеты. Какой лучший критерий оценки эффективности того или иного театра? Либо там есть зрители, либо нет.

- У "Гоголь-центра" проблем с посещаемостью не было.

- По-разному. Я посмотрел внимательно отчетность "Гоголь-центра". И посещаемость, и его доходность последние годы растут, но на входе ничего особенного не было.

- Ну, Мейерхольд со своим театром тоже начинал с того, что к нему были претензии, что там с бухгалтерией не все хорошо.

- Это как раз вопрос творца и режиссера. Не у всех это получается одинаково эффективно делать.

- Вас не смутила форма, как все это было сделано? Нашу творческую интеллигенцию можно ругать, ее можно боготворить, но это люди действительно с тонкой душевной организацией. И когда к ним приходит "маски-шоу"…

- Меня смутила и очень огорчила вся эта ситуация. Более того, сказать, что я огорчен, — это ничего не сказать. Мне кажется, что поскольку это произошло, то самое главное — обеим сторонам проявить сдержанность и объективность. С одной стороны, мы, конечно, помогаем следствию, передаем необходимые документы, Москва дает необходимые документы, с другой, — такую же сдержанность надо проявить и деятелям культуры, потому что речь совсем не идет о творчестве, и, конечно, следователям тоже, когда они общаются в рамках, установленных регламентом, привычных и понятных, с людьми творческими. Это тоже надо принимать во внимание. Зачастую существуют особая ранимость и чувствительность. Эти вещи вполне объяснимы и закономерны.

- Я скажу, на первый взгляд, парадоксальную вещь: может, все, что не делается, — к лучшему? Потому что в конце концов та обида, которую пережили сейчас творческие люди, стали протестовать против этого, поможет и рядовым гражданам, у которых нет связей, в общении с правоохранительным органами?

- Возможно, это в целом поднимет проблематику более тактичного подхода при ведении расследования, но мы сейчас заходим на чужую территорию.

- Вы министр культуры, а не глава Следственного комитета.

- В данном случае мы должны лишь сказать еще раз: это расследование не имеет никакого отношения к вопросам творчества. Творчество "Гоголь-центра" Кирилла Серебренникова и тех проектов, которые реализовывались в рамках фестиваля современного искусства "Платформа", — это спорное творчество. Обсуждать мы его сейчас не будем, хотя вы хорошо мои взгляды знаете. В данном случае речь идет исключительно о технических, финансовых и бухгалтерских делах. И здесь надо быть сдержанным со всех сторон, проявлять максимальную взвешенность, осторожность и объективность, особенно с учетом того, что, вне всякого сомнения, люди, которых это волнует, они лидеры, они известны на всю страну, а зачастую и на весь мир.

- На защиту Серебренникова встали не какие-то либеральные оппозиционеры, а доверенные лица президента Российский Федерации по ходу выборов.

- Это называется корпоративная солидарность.

- Вы это тоже усматриваете?

- И, наверно, это хорошо и правильно. Хотелось бы, чтобы такую же корпоративную солидарность, например, проявляли предприниматели, если они считают, что то или иное расследование могло бы вестись более взвешенно. Вообще вопрос формирования гражданского общества и корпоративной взаимовыручки — это вопрос и вчерашнего, и сегодняшнего, и завтрашнего дня. Так что наше театральное сообщество даже дает в этом отношении пример всей стране.

- Ну, благо, мы все-таки на этой площадке находимся. Сколько еще это продлится? Прийти может любой желающий?

- Да, прийти может любой желающий. Мы проводим это мероприятие уже четвертый год на этой площадке. Каждый год количество приходящих обычных граждан удваивается, в прошлом году за два с небольшим дня побывали около 40 тысяч посетителей.

- Для искушенной Москвы это такая цифра…

- Редко какая выставка может похвастаться подобного рода вниманием. С одной стороны, это профессиональный форум, с другой, — придя сюда, вы потом понимаете, куда вам надо ходить в течение года, а может быть, куда-нибудь надо съездить. Путешествуйте по России.