Дело "Гоголь-центра" превратилось в экшен


Дмитрий Серебряков/ТАСС

26 мая на связь с внешним миром наконец-то вновь вышел Кирилл Серебренников. Модный столичный режиссер-экспериментатор, думаю, даже он не мог себя представить в центре настоящего детектива-экшена, что развернулся в Москве накануне.

26 мая на связь с внешним миром наконец-то вновь вышел Кирилл Серебренников. Модный столичный режиссер-экспериментатор, думаю, даже он не мог себя представить в центре настоящего детектива-экшена, что развернулся в Москве накануне.

Спецназ в масках-балаклавах всех впускал, но уже никого не выпускал из театра, которым руководит Серебренников, — из "Гоголь-центра". Там проходила выемка документов театральной группы "Седьмая студия", которая занималась спецроектом Серебренникова "Платформа" и, по версии следствия, расхитила государственные деньги. Но документы искали не только в театре.

26 мая на своей странице в Facebook (запрещена в РФ) Серебренников написал: "Первый день, как смог собраться с мыслями. Первый день, как я могу выходить на связь. У меня отобрали все средства связи, все компьютеры".

И самого Серебренникова 23 мая забирали — на весь день на допрос. И хотя он проходит как свидетель, у него дома тоже был обыск. И вот уже у "Гоголь-центра" собрались, конечно же, взбудораженные поклонники таланта режиссёра.

"Работа талантливого руководителя и всего театра была прервана внезапным обыском. Мы выражаем слова поддержки нашим коллегам и надеемся, что следствие будет проходить объективно и справедливо, без излишней жестокости к лицам, которых коснулось расследование, и не нарушит творческой деятельности театра, труппы и самого Кирилла Серебренникова. Нас очень много: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Олег Табаков, Марк Захаров, Гармаш Сергей, Алла Демидова, Алексей Агранович, Вика Толстоганова, Яна Сексте, Анатолий Белый, Юлия Пересильд, Ксения Рапопорт, Евгения Стычкин, Саша Петров, Ирина Старшенбаум, Хаски, Екатерина Сканави, Лиза Боярская, Марина Александрова и многие другие", — сказала народная артистка России Чулпан Хаматова.

Позже — еще более удивительная сцена: президент вручает орден народному артисту Евгению Миронову, а тот вручает президенту — письмо в защиту Серебренникова. Хорошо, что у Серебренникова такие верные друзья. И спору нет: то, что он пережил в эти дни, врагу не пожелаешь.

"Теперь мы будем доказывать, что проект "Платформа" был, что он состоялся. Мы это докажем", — заявил, в свою очередь, Серебренников.

Ну, что ж, режиссерам, писателям, сценаристам и вообще творцам действительно кажется, что венец всех усилий — состоявшееся произведение: сценарий, книга, фильм, спектакль. Правда, тем, кто знаком с реалиями в творческо-производственных объединениях, хорошо известно, что вообще это — большая удача и редкость — заключить такой договор, по которому отчетом на всю выделенную сумму является именно что книга, фильм или все тот же спектакль.

Был ли на "Платформу" такой договор, неизвестно. Если был, то Серебренников прав: состоялся показ, состоялся и проект. Но чаще, к сожалению, все по-другому: многие месяцы после постановки между собой всё грызутся — и бухгалтеры, и спонсоры-инвесторы. А уж если к проекту привлечены хоть какие-то деньги из госбюджета, то обычно отчетность зубодробительная: надо предоставить всю так называемую "первичку": счета за транспорт, монтаж, реквизит, договоры с рабочими сцены и так далее. И вот только после этого проект и считается состоявшимся и с, конечно, очень скучной, но такой необходимой финансово-юридической точки зрения.

Важный косвенный признак: помещенный под домашний арест бывший гендиректор "Седьмой студии" Юрий Итин свою вину в хищении госсредств не признал, но предположил, что мог допустить халатность.

Будучи лично знаком с Юрием Итиным, могу сказать, что он — человек нюансов. Совсем недавно убедился в этом, когда общался с ним на съемках в ярославском театре имени Волкова, где он работает директором. И то, как он сформулировал свою позицию в суде, позволяет предполагать: возможно, проект "Платформа" всё же предполагал ту самую постатейную отчетность, возможно, в ней можно найти некие прорехи.

Режиссер Серебренников в АНО "Седьмая студия" был лишь учредителем, а у учредителей финансовой подписи нет. Так за что мытарить его и артистов?

По одной версии, всё это — случайность. Наверное, назначили на это дело следователя, который обычно «вяжет» всяких урок-упырей. Тот и пошел по шаблону: хоть и в театр — так со спецназом, а если допрос — так длиной в день.

Но немедленно появилась и другая версия: что это некие консерваторы во власти так сознательно "прижучили" Серебренникова и его "Гоголь-центр" как любимцев либеральной интеллигенции.

Наша интеллигенция, может, иной раз и категорична, но она же и безгранично талантлива. А еще трепетна. Более того, иной раз интеллигенцию еще больше угнетает, когда власть не ругается, а молчит.