После агрессии Англии и Франции Ливия стала рассадником терроризма

Поскольку ливийский след в трагедии в Манчестере очевиден, в Ливии по подозрению в связях с террористами арестованы и отец манчестеркого смертника, и его брат, логично обратиться и к самой Ливии, к тому, что там происходит сегодня.

Поскольку ливийский след в трагедии в Манчестере очевиден, в Ливии по подозрению в связях с террористами арестованы и отец манчестеркого смертника, и его брат, логично обратиться и к самой Ливии, к тому, что там происходит сегодня.

В результате агрессии Англии и Франции в 2011 году некогда цветущая и стабильная Ливия как государство оказалась полностью разрушена. Страна фактически распалась, превратившись в рассадник терроризма с гуляющими по территории конкурирующими бандами, готовыми палить направо и налево и убивать всех, включая иностранных дипломатов. Так, одной из жертв стал и американский посол.

К сегодняшнему дню ситуация более или менее обрела структуру двоевластия, хотя и с оговорками. Так или иначе, а большую часть Ливии — восточную — контролирует командующий ливийской Армией фельдмаршал Халифа Хафтар. У него же практически вся нефтедобыча страны и вся прокачка. Ставка маршала — в городе Тобрук.

Маршал — за светское государство и эффективно воюет с террористами варварского псевдохалифата. Хафтар в последнее время не раз бывал в Москве. Не клеятся у него лишь отношения с так называемым "правительством" Ливии — беспомощным, но заседающем в ливийской столице Триполи, что на западе. Премьером там — Фаиз Сарадж.

Триполи Хафтар может взять силой за несколько дней, но пока не делает этого, рассчитывая, что страну всё же удастся объединить миром. Правительство в Триполи поддерживают в массе своей страны Евросоюза и ООН.

Россия — тоже в контакте, однако отношения с Хафтаром выглядят более крепкими. Любопытно, что Хафтар говорит по-русски. На переговорах в Москве переводчиком не пользуется, ведь за плечами у него советская военная академия.

Недавно маршал захватил на юге страны авиабазу Таменхант. Проправительственные отряды так называемой "Третьей силы" оказали слабое сопротивление. Сначала Хафтар их окружил, обстрелял, а потом отпустил на все четыре стороны. Авиабазу взял не то чтобы миром, но всё же без боя. Эта операция выглядит ответом на недавние события, когда проправительственные группировки напали на безоружных солдат Хафтара на авиабазе города Бирак-аш-Шати. Солдаты как раз возвращались с парада. Почти полторы сотни убитых.

Хафтар не простил. Однако военный успех пока не развивает. В конце концов с Триполи есть хрупкая договорённость о парламентских и президентских выборах в будущем году. Чем не шанс?

Хотя и военную силу никто не отменял, как и военное союзничество. А оно образуется не вдруг. Важный жест со стороны России в сторону Хафтара — приглашение его на борт нашего авианосца "Адмирал Кузнецов" в начале этого года. Экскурсия, приём от имени командования и видеомост с министром обороны Сергеем Шойгу.

Для Хафтара это военно-морское событие — важный аргумент в будущем ливийском политическом раскладе. А у Москвы тоже есть свои надежды и свой интерес. В конце концов Ливия входит в "десятку" мировых лидеров по запасам нефти. Быстро она добычу пока не нарастит, но перспективы очень убедительны. Потенциально можем рассчитывать с Хафтаром на крупные оружейные контракты, да и на возврат к соглашениям, что были заключены ещё при Каддафи, например, по строительству железных дорог в Ливии.

Впрочем, не всё сразу. Ситуация развивается. У американцев там есть свои интересы. Да и не только у американцев. Но в любом случае ясно, что ливийский расклад Москве уж точно не безразличен. Хафтара, кстати, поддерживает Лига арабских государств, прежде всего, Египет.

27 мая египетская боевая авиация, очевидно, по договорённости с Хафтаром нанесла серию ночных и дневных бомбовых ударов по лагерям террористов так называемого "Исламского государства" (запрещенная в РФ организация) в восточной части Ливии. Все цели поражены.

С одной стороны, это ответ на обстрел автобуса с коптами в Египте (три десятка погибших, много раненых), с другой, — это и боевое взаимодействие с генералом Халифой Хафтаром. Если же по Ливии в целом, то никто там пока резких движений делать не собирается. Но в то же время и понятно, что равновесие в стране очень неустойчиво.