Тема:

Катар в изоляции 3 года назад

Дипломатический разрыв: что теперь грозит Катару?

Отношения с Дохой прекратили Саудовская Аравия, Египет, Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн, Йемен, Ливия, Мальдивы и Маврикий. Речь тут не только о высылке дипломатов, но и о полной остановке транспортного сообщения. А значит, под угрозой и поставки товаров – а это настоящая катастрофа.

Отношения с Дохой прекратили Саудовская Аравия, Египет, Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн, Йемен, Ливия, Мальдивы и Маврикий. Речь тут не только о высылке дипломатов, но и о полной остановке транспортного сообщения — в воздухе, на воде и на земле. А значит, под угрозой и поставки товаров — настоящая катастрофа, учитывая, что одни лишь саудиты снабжают Катар более чем сорока процентами продовольствия. Так что катарцы уже раскупают весь ассортимент супермаркетов и готовятся к продуктовому дефициту. Но этим возможные последствия далеко не исчерпываются. Что ещё теперь грозит Катару?

Главная и уже традиционная ось противоречий — Саудовская Аравия — Катар. И первые публичные признаки очередного обострения отношений обозначились в мае во время визита президента США Дональда Трампа в Саудовскую Аравию. Сначала в Эр-Рияде схлестнулись из-за позиции в отношении Ирана. Потом эмир Катара прошелся по статьям расходов саудитов — мол, почему и зачем Саудовская Аравия тратит на вооружение 110 миллиардов долларов? В арабском мире это расценили как очередной демарш против Эр-Рияда и, конечно же, США, куда собственно и пойдут те самые 110 миллиардов.

"Катар уже давно выпадает из линии Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива — это шестерка, которую фактически возглавляет Саудовская Аравия. И Саудовская Аравия уже давно говорила о том, что этот младший брат ведет себя неподобающим образом", — говорит директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО Вениамин Попов.

Отношения с Катаром помимо саудитов разрывают Египет, временное правительство Ливии, Объединенные Арабские Эмираты, Йемен, Бахрейн, Мальдивы. Авиакомпании этих стран отменяют рейсы в Катар. Обвиняют Доху в поддержке террористических организаций и дестабилизации ситуации в регионе.

Катар все обвинения в свой адрес отрицает, но уж больно известную всем тему поднимают противники Дохи. Долгие годы катарский канал "Аль-Джазира" давал трибуну лидерам "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы" (запрещена в РФ). А последние годы вновь и вновь появляются новости о том, что отдельные лица из Катара — не официальные власти — предположительно могут финансировать террористов в Сирии.

"В сирийском конфликте Катар поддерживал радикальные исламистские группировки, аффилированные с ИГИЛ (запрещена в РФ). Но поддерживал, естественно, неофициально. Никто из руководства Катара не заявлял о поддержке этих группировок, но завуалированно через какие-то исламские фонды, неправительственные организации эта поддержка шла", — говорит старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.

Но предполагаемые связи с террористами — это лишь одна из многих причин, та, которую проще всего предъявить публике. У каждой из стран арабского мира свои давние счеты с Катаром. Египет: здесь в 2011 году к власти пришли исламисты, спонсируемые Дохой — запрещенная во многих странах мира, но не в Катаре организация "Братья-мусульман (запрещена в РФ)е".

"Если Саудовская Аравия и Египет были против "Братьев-мусульман", то Катар активно поддержал эту организацию. В результате все закончилось и свержением президента Мубарака, и выборами президента Мурси. А переиграла потом Катар Саудовская Аравия", — говорит профессор ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Исаев.

Йемен: отстраненный от власти президент страны обвиняет Катар в поддержке повстанцев-хуситов. Бахрейн — у него территориальные споры с Ираном, и Катар был здесь не на стороне арабов. Практически все страны в арабском мире возмутило открытие в Катаре торгового представительства Израиля. В общем, Доха уже многие годы демонстративно проводила политику, отличную от других стран региона.

Но, пожалуй, главную причину этого обострения на Аравийском полуострове следует искать по ту сторону Персидского залива. Иран — это тот фактор, отношение к которому изменилось этой весной. Катар выступает за развитие стабильных отношений с Тегераном. При Бараке Обаме такая позиция была, если можно так сказать, в тренде. Было подписано соглашение США с Тегераном, частично сняты санкции.

Проблемы от нового витка конфликта теперь возникнуть могут именно у США.

"Например, пункт управления войсками США в зоне Залива находится как раз в Катаре. И представьте себе, как это Центральное командование сейчас будет управлять даже теми военными базами США, которые расположены в Саудовской Аравии или султанате Оман. Это, естественно, затрудняет такое воздействие. И я думаю, что сейчас дипломатия США нажмет на все возможные рычаги, чтобы подавить этот конфликт", — говорит Владимир Исаев.

Из Дохи же вылетают самолеты британских ВВС — участников так называемой международной коалиции. Военное соглашение с Катаром Великобритания подписала в мае прошлого года.

Россия же в ситуации с дипломатической блокадой Катара предпочитает сохранять нейтралитет. Не вмешиваться в дела Персидского залива и поддерживать стабильные отношения со всеми игроками — принцип нашей внешней политики.

"Мы никогда не вмешиваемся и не любим, когда вмешиваются в наши дела. Но, вместе с тем, Россия, безусловно, дорожит отношениями с регионом Персидского залива в целом. Вы знаете, что активно идет инвестиционное сотрудничество и торгово-экономическое сотрудничество, и сотрудничество в достаточно сенсативных областях", — рассказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Конфликт глубокий и давний, но активная фаза не может быть долгой. Полная экономическая блокада невозможна. Закрыть проход для катарских судов через Ормузский пролив Саудовская Аравия и ее союзники не могут — здесь нужно согласие Ирана. А частичная блокада бьет по всем странам региона.

К тому же пространство для маневра и разрешения кризиса еще есть. Не присоединились к дипломатической блокаде Кувейт и султанат Оман. И именно они, как полагают эксперты, могут в дальнейшем стать посредниками в урегулировании конфликта.