Встряска для НАТО: после взаимных угроз Германия покидает турецкий Инджирлик

Немецкие военные покидают турецкую авиабазу Инджирлик. На основной базе ВВС западных сил в регионе немцы провели полтора года, где вместе со всеми участвовали в операциях против запрещенной в России группировки "Исламское государство" (запрещена в РФ). Между Анкарой и Берлином пролегла дипломатическая пропасть.

Немецкие военные покидают турецкую авиабазу Инджирлик. На основной базе ВВС западных сил в регионе немцы провели полтора года, где вместе со всеми участвовали в операциях против запрещенной в России группировки "Исламское государство" (запрещена в РФ). Однако месяц назад между Анкарой и Берлином пролегла дипломатическая пропасть, которая теперь грозит расколом и в НАТО.

Германия выводит войска с турецкой базы Инджирлик. Это воздушный заправщик, шесть самолетов разведки, участвующие в операции западной коалиции против ИГИЛ, а также контингент из 280 военнослужащих. Спасибо этому дому, идем к другому.

"Учитывая то, что правительство Турции отказывается предоставить доступ депутатам немецкого парламента, правительство приняло решение переместить свои вооруженные силы с базы Инджирлик в Иорданию", — заявила министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен.

"Нам нужно продолжать переговоры с Турцией. У нас есть большой круг общих интересов и тесные экономические связи. Так что переговоры нам крайне необходимы", — подчеркивает при этом канцлер Ангела Меркель.

После визита министра иностранных дел Германии в Анкару отношения союзников дошли до точки, когда дальше некуда, только на принцип. Зигмару Габриэлю турки выказали максимальное неуважение: немецкому гостю не только было отказано в приеме на высшем уровне, турецкий премьер Йылдырым отменил уже назначенную встречу с ним по причине "занятости". Естественно, и цель поездки — договориться о доступе инспекций Бундестага в Инжерлик — достигнута не была.

"Мой турецкий коллега объяснил, что в сложившейся ситуации Турция не может позволить визит депутатов на базу Инджирлик по внутренним политическим причинам. Мне жаль это слышать", — сожалеет министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль.

Решением о передислокации своего авиасоединения на базу в Иордании Германия реализовала еще прошлогодние угрозы. У деградации немецко-турецких отношений продолжительная история перекрестных ультиматумов и обвинений в нарушении прав человека и вмешательстве во внутренние дела. Германия признает геноцид армян — в Турции по обвинению в терроризме арестовывают немецких журналистов, в Германии комики оскорбляют Эрдогана — Эрдоган называет Германию нацистской.

Запретом на доступ немецких депутатов к собственным военным турецкие власти, очевидно, попытались сделать Берлин более сговорчивым в вопросе о политической эмиграции. Безрезультатно.

"Германия не должна превращаться в место укрытия для представителей организации Гюлена. Те, кто участвовал в госперевороте и позже сбежал в Германию, должны быть экстрадированы обратно в Турцию", — настаивает министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу.

"Турцию не устраивает то, как Германия ведет себя в отношении граждан Турции, попросивших убежище в Германии. Мы объяснили, что в нашей стране этим вопросом занимаются независимые структуры, в крайних случаях — суды. Но у нас очень разные представления о конституционном процессе", — говорит министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль.

Это больше, чем очередной тупик в двусторонних отношениях, пишет Spiegel. Это новая встряска для НАТО.

"Для отношений Германии и Турции ситуация вокруг Инджирлик ничего хорошего не обещает, а для НАТО спор еще хуже. Альянс столкнулся с двойным кризисом. С одной стороны, это отчуждение Турции. С другой, национальный эгоизм Дональда Трампа, который оставляет сомнения касательно готовности США придерживаться принципов коллективной безопасности. Нынешний кризис может поставить под вопрос существование альянса", — подчеркивается в публикации в немецком издании.

Симптоматично то, что администрация Трампа, которая немедленно вызвалась урегулировать конфликт Катара с другими суннитскими шейхами, в ситуации германо-турецкого обострения хранит молчание.

Турция — вторая сила в НАТО, она тратит без одной сотой 2 процента ВВП на армию, Турция — самый нужный союзник в самом горячем регионе мира, а Германия только перечит. Так что неизвестно, на чьей стороне симпатии нынешнего Вашингтона. И эта неопределенность создает широкие перспективы для развития конфликта.

Ожидания, связанные с предстоящим саммитом "Большой двадцатки" в Гамбурге, сейчас каждую неделю обогащаются интересными коллизиями. У Германии конфликтные ситуации с Россией, Великобританией, Турцией, и главное — с США. Хозяйка саммита рискует столкнуться с проявлениями политической изоляции. 6 июня Меркель вылетает в Аргентину и Мексику — необходимо освежить дальние контакты.