Тема:

Катар в изоляции 3 года назад

Трамп использовал против Катара прием Обамы

В МИД России состоялась встреча Сергея Лаврова и его коллеги из Катара Мохаммеда бен-Абдель Рахмана аль-Тани. Ранее Бахрейн, Египет, Йемен, Эмираты стали разрывать с Катаром дипломатические отношения.

В особняке МИД России на Спиридоновке Сергей Лавров принял своего коллегу из Катара. Он приехал не в традиционном арабском одеянии, а в европейском костюме. Имя его для нашего слуха всё равно, конечно, мудрёное — Мохаммед бен-Абдель Рахман аль-Тани. Недавно случилось такое, что хочешь или нет, а надо проникаться и арабским. Встреча — экстренная. Вот, что в ее начале сказал Сергей Лавров: "Мы по принципиальным соображениям не вмешиваемся ни во внутренние дела других государств, ни в их двусторонние отношения между собой. Однако нас не может радовать ситуация, когда отношения между нашими партнерами ухудшаются".

Катар – крохотный полуостров в Персидском заливе. Бахрейн, Египет, Йемен, Эмираты стали разрывать с Катаром дипломатические отношения. За пределами Персидского залива — Ливия из Триполи, Маврикий, Коморские острова, а из соседей, конечно же ещё, Саудовская Аравия.

На первый взгляд, всё это удивительно, ведь совсем недавно в Катар приезжал король Саудовской Аравии. И все вместе с удовольствием танцевали с саблями. Это – традиционная общая арабская забава. И вдруг именно эта Саудовская Аравия — запевала того, что Катар оказался в изоляции. И не только дипломатической. В Катаре народ бросился всё скупать после того, как с подачи саудитов Катар оказался и в блокаде транспортной. Есть становится нечего.

Больше того, в воздухе запахло войной. Большой войной между крупнейшими производителями нефти и газа. И ладно бы между Саудовской Аравией и крохотным Катаром. А что если и с Ираном? При чем тут он?

Итак, с чего все началось? С того, что на сайте катарского информационного агентства вышло заявление о том, что арабам надо бы налаживать отношения с Ираном. А тут уже и в самом Иране грохнуло.

Событие трагическое: нападение боевиков запрещенного в России "Исламского государства" на иранский парламент. В Тегеране заявили, что это инспирировано именно Саудовской Аравией. Минимум один из наших экспертов считает, что террористы лишь "держали нос по ветру". А прилетел ветер лишь через Саудовскую Аравию. Вентилятор — совсем в другом месте.

Конечно, с некоторой натяжкой, но регион можно разделить на три фракции, которые и борются за доминирование. Во-первых, это абсолютные монархии Персидского залива: Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн. К той же группе отнесем Иорданию. А теперь еще и Египет, чьи власти сильно зависят от Саудовской Аравии финансово. Почему? Потому что в ходе "арабской весны" к власти в Египте, было, пришли "Братья-мусульман (запрещена в РФ)е". Но они — уличное движение — никакие не братья для тех мусульман, которые абсолютные монархи.

Вторая группа — Турция, где правящая партия выросла из организации "Братья-мусульмане" (запрещена в России). В эту группу отнесём и Катар, который активно финансировал "Братьев-мусульман" и чей канал "Аль-Джазира" был где-то и соорганизатором "арабской весны". К тому же в отличие от других своих соседей по Персидскому заливу Катар — государство не нефтяное, а прежде, всего газовое. А свои месторождения он делит с Ираном

Многих поначалу отвлекла версия американского телеканала CNN о том, что это, конечно же, русские хакеры взломали катарский сайт, на котором было выложено заявление о необходимости налаживания связей с Ираном. Но, во-первых, когда эмир Катара звонил Путину, они почему-то никаких русских хакеров не обсуждали. Во-вторых, заявление действительно было фальшивкой. В-третьих, заявление появилось на катарском сайте в ночь с 4-го на 5 июня. Но, несмотря на ночь, эфир саудовских телеканалов немедленно буквально заполнили всякие эксперты. Они словно ждали. И вот теперь вспомним еще один танец с саблями.

То был танец Трампа. Ранее он приехал в ту самую Саудовскую Аравию, заключил с ней многомиллиардный контракт на поставку оружия и произнес речь против Ирана. Не эти ли слова Трампа были восприняты саудитами как сигнал к тому, чтобы прижать к ногтю любые альтернативные им центры силы в Персидском заливе? Вот, похоже, саудиты и решили, что получили от США мандат на вседозволенность, и взяли в блокаду Катар.

И вот тут — одна тонкость. Дело в том, что именно в Катаре находится крупнейшая в регионе база ВВС США, откуда американцы летают бомбить ИГИЛ (запрещена в РФ)(запрещенная в РФ организация) в Ираке и Сирии. И она что, теперь тоже оказывается в блокаде? Что на это Трамп?

А он, выступая в Вашингтоне, вновь хвалил себя за "успехи" на ближневосточном направлении. Из его слов выходило, что правильно Саудовская Аравия поджимает Катар. Правда, ранее его госсекретарь, Рекс Тиллерсон выступил с более нюансированным заявлением: мол, все-таки нехорошо обрекать катарцев на гуманитарный кризис.

И это, уже не говоря про американских военных, которые делают заявления с благодарностью Катару за то, что там размещён их главный аэродром. Иными словами, предтеча приезда в Москву главы МИД Катара — в том, что арабы не понимают, на какой позиции стоит Америка.

"В Соединенных Штатах Америки сегодня так развиваются события, что они временами переходят от шизофрении к паранойе и наоборот. И на Ближнем Востоке это видно очень конкретно, потому что противоречивость заявлений американского руководства здесь особенно налицо, — отметила сотрудник Института стратегических исследований Елена Супонина. — Президент США Дональд Трамп, находясь в Эр-Рияде и танцуя там традиционный арабский танец с саблями, подлил масла в огонь как бы невзначай. Он понимал, насколько его жесткие заявления в адрес Ирана могут взбаламутить весь Ближний Восток и как шоумен и бизнесмен немного не задумался об этом".

"В последнее время мы видим сплошную разобщенность в Америке, поэтому она никого не удивляет. В Катаре размещены 10 тысяч американских военнослужащих, огромная база — это то, на чем стоит Пентагон. И эту базу закрыть просто невозможно. Это потеря огромных средств, туда вложенных. И кто знает, если перенести ее куда-нибудь, как дальше там будет дело обстоять", — подчеркнул академик РАН, профессор, научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин.

При этом катарцы жалуются, по их словам, на несправедливую критику саудовцев, что они, катарцы, поддерживают не только Иран, но и каких-то экстремистов. На самом деле понятно, каких — "Братьев-мусульман".

У саудитов есть свои любимцы из числа радикалов. Просто других радикалов. А вот про Москву надо помнить, что, во-первых, у неё ровные отношения со всеми сторонами нынешнего межарабского конфликта, к тому же сила русского оружия в Сирии серьезно повысила уважение к России но всем Ближнем Востоке. Во-вторых, в Москве вообще не делят радикалов-исламистов на своих и чужих. Для России они все – чужие, что, очевидно, и имел в виду Сергей Лавров, когда продолжил прилюдно обращаться к коллеге из Катара.

"Конечно же, за всем происходящим важное видеть главное. А главное, по нашему убеждению, заключается в том, что для стран региона и для стран за пределами региона главная угроза сегодня — терроризм. И принципиально важно сконцентрироваться на сотрудничестве, на объединении усилий для предотвращения и нейтрализации этой угрозы", — отметил глава российского МИД.

И вот тут получается, к сожалению, одна печальная вещь. Арабы обращаются к Москве на фоне того, что не понимают Трампа. А ведь тот приходил в Белый дом под лозунгами отрицания всего, что делал Барак Обама.

Тот, когда произнес свою знаменитую "каирскую речь", во многом и спровоцировал "арабскую весну", когда, стоя рядом с многолетним союзником США Хосни Мубараком, говорил о назревших переменах. И вот теперь Трамп делает, по сути, то же самое в отношении катарцев.