Тема:

Катар в изоляции 3 года назад

Саудиты организовали международный клуб для публичного наказания Катара

Крупнейший дипломатический скандал в арабском мире. Одно из самых влиятельных государств Персидского залива – Катар – в одночасье оказалось в изоляции, Ближний Восток – перед угрозой масштабного конфликта.

Автор: Андрей Кондрашов

Крупнейший дипломатический скандал в арабском мире. Одно из самых влиятельных государств Персидского залива — Катар — в одночасье оказалось в изоляции, Ближний Восток — перед угрозой масштабного конфликта. Саудовская Аравия, Бахрейн, Египет, Арабские Эмираты и еще несколько стран обвиняют Доху в поддержке терроризма и дестабилизации ситуации в регионе.

Конфликт между суннитскими монархиями зрел давно, но спичкой в нем стал "иранский вопрос". Эмир Катара впервые открыто заявил, что с Тегераном можно и нужно договариваться, и получил в ответ блокадно-санкционную войну с восточным колоритом. Теперь эксперты гадают, почему противоречия обострились именно сейчас, после визита президента США в Эр-Рияд. Не ставит ли это крест на идее Вашингтона сколотить ближневосточный аналог НАТО, особенно когда в конфликте оказался такой мощный игрок, как Египет, который тоже уже по своим причинам не прочь превратить Катар в страну-изгоя?

Автор: Сергей Пашков

Мир сияющих белозубыми улыбками смуглых и очень богатых людей в белоснежных, с золотой оторочкой галабиях (длинная просторная мужская рубаха), мир шейхов, эмиров, принцев и королей. Мир раскалённого песка и чёрной нефти. Арабский мир Персидского залива, казавшийся единым и ментально, и политически. Мир, где все исповедуют суннитский ислам, где, критикуя Запад, торгуют с ним углеводородами и оружием, вдруг оказался стеклянным домом, населенным сердитыми соседями. Политический конфликт лишь за неделю не оставил камня на камне от иллюзии единства и партнёрства, опираясь на которые, администрация Трампа намеревалась построить здесь некое подобия НАТО для борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Саудовское королевство и далее – везде: Египет, Бахрейн, Объединённые Арабские Эмираты, Йемен, Ливия, Иордания — всего десять больших и карликовых стран присоединились к бойкоту Катара, обвинив эмират в поддержке и спонсорстве террора, во вмешательстве во внутренние дела, во враждебной информационной политике.

"Мы хотим, чтобы Катар выполнил обещания в отношении прекращения поддержки экстремистских групп, в отношении враждебных средств массовой информации, в отношении вмешательства в дела других стран", — заявил Адель Аль Хабиер, министр иностранных дел Саудовской Аравии.

Послы эмирата пакуют чемоданы. Закрываются посольства в Эр-Рияде, Каире, Аммане. Закрывается пустынная граница с саудитами.

"Мы этого не ожидали. Такие меры не принимают даже против враждебных стран. Трудно себе представить, что они были приняты против братской страны, которая является неотъемлемой частью Совета сотрудничества государств Персидского залива", — отметил Мухаммед Абдурахман, министр иностранных дел Катара.

Этого не ожидали и подданные молодого эмира Тамима бин Хамада Аль Тани, которым велели не позже следующей недели убраться на Родину из стран, объявивших Катару бойкот.

Этого не ожидали сотни тысяч египтян, йеменцев, иорданцев, которым посчастливилось когда-то получить работу в Дохе, где на одного гражданина Катара ныне приходятся 8 трудовых мигрантов — учителей, врачей, инженеров, металлургов, разнорабочих. У себя дома они рискуют превратиться в безработных.

"Мне повезло, что я устроился в Каире. Но тех соседей, кому повезло работать в Катаре, мы считали богачами. Они кормили не только свои семьи, где у каждого по пять-семь детей, но содержали всю свою родню. Не знаю, что они теперь будут делать. Думаю, им предстоят трудные времена", — сказал привратник Абдельхамид Гохр.

Все катарское в одночасье вышло из моды: украшения, гостиницы... Лучший саудовский футбольный клуб отказался от спонсоров из Дохи. Оказалась подвешенной судьба запланированного на 2022 год футбольного мундиаля.

Правительство Египта — в растерянности. С одной стороны есть Саудовское королевство, кредитующее бюджет, поддерживающее цены на лепешки, лекарства, бензин в совсем небогатой 90-миллионной арабской стране, с другой стороны есть Катар, без которого тоже непросто удержать курс местного фунта.

Однако в Каире помнят и то, как вооруженные арматурой суровые бородатые мужчины из "Братьев-мусульман" (запрещена в РФ) всего лишь четыре года назад создавали отряды самообороны и подпольные группы, не желая уступать власть тем, кто не соглашался с лозунгом "Ислам — это решение".

"Мы прекрасно знаем, что "Братьев-мусульман", которых за террористическую деятельность пришлось запретить в Египте, поддерживали и спонсировали из Катара. Мы знаем, что именно в Катар перебрались избежавшие ареста лидеры этой экстремистской организации, чтобы оттуда дестабилизировать обстановку в нашей стране", — отметил Махмуд Ханафи, представитель Экспертного центра региональной политики.

Катар поддерживает и финансирует террористов в Сирии и Ираке, утверждают организаторы блокады. В Дохе открыты штаб-квартиры исламистов ХАМАС (запрещенная в РФ организация). Там не стесняются связей с Ираном и "Хезболлой" (запрещенная в РФ организация).

"Совсем не давно Катар заплатил радикальным организациям миллиард долларов через воюющие шиитские группировки. Как вы думаете, на что пустят террористы эти деньги?" – задается вопросом журналист Хазем Абдалла.

Действительно, по данным Financial Times, в апреле Катар перевёл радикальным исламистам, действующим в Сирии и Ираке, миллиард долларов. Предполагается, что это — выкуп за членов семьи эмира. 26 беспечных любителей соколиной охоты в пустыне Наджаф оказались в руках боевиков в декабре 2015-го. Если это так, то это — самый большой выкуп, выплаченный террористам в истории. Но противники Катара предполагают, что речь идёт о скрытой инвестиции.

"Катар заплатил миллиард долларов террористической группировке, чтобы освободить членов королевской семьи. Это нарушение резолюций Совета Безопасности. Мы полагаем, что Совет должен начать всестороннее расследование", — отметил Ихаб Мустафа, представитель Египта в ООН.

На волне грандиозного скандала, когда Саудовская Аравия решила организовать международный клуб для публичного наказания Катара за поддержку исламистских радикалов, всепроникающая группа хакеров WikiLeaks сообщила о том, что ещё год назад обнародовала деловую переписку Хилари Клинтон, где соискатель высшей должности США буквально обвиняла в спонсировании террористов не только Катар, но и Саудовскую Аравию.

"Нам нужно использовать наши дипломатические и разведывательные каналы, чтобы оказать давление на правительства Катара и Саудовской Аравии, которые оказывают скрытую финансовую и другую поддержку ИГИЛ (запрещена в РФ)(запрещенная в РФ организация) и другим радикальным группировкам в регионе", — заявляла тогда Клинтон.

Очевидно, пытаясь нагнать грозящую выйти из под контроля ситуацию, президент США Дональд Трамп то одобряет в Twitter блокаду Катара, то звонит в Доху, приглашая катарского эмира в Вашингтон, обещая помирить с разгневанными соседями, то вновь заявляет, что "Катар исторически спонсировал терроризм на очень высоком уровне", причём, как назло, в тот момент, когда госсекретарь, Рекс Тиллерсон пытается "потушить пожар".

"Мы призываем к продуманному диалогу и просим, чтобы стороны в регионе воздержались от дальнейшей эскалации. Мы призываем Катар реагировать на требования соседей, а их — облегчить блокаду Катара", — сказал Рекс Тиллерсон.

Заполняя неожиданный вакуум, Иран налаживает поставки продовольствия в Доху. Турция обещает по воздуху бесперебойно снабжать эмират водой и продуктами.

"Тиллерсон сделал заявление о необходимости ослабления санкций. Я же говорю, что их нужно полностью отменить. Этого не может быть между братьями", — считает президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

Речь — о безусловной поддержке Катара Реджеп Эрдоган произнёс на праздничном ужине в священный месяц Рамадан, месяц молитвы и мира, спустя несколько часов после того, как подписал решение парламента об отправке в изолированный эмират турецких воинских соединений, ибо мир Ближнего Востока уже другой. И разговоры о братстве и единстве между арабскими, суннитскими народами – просто фигура речи.

За Катар почти сразу вступились Турция и Иран. Тегеран шлет в блокированную Доху самолеты с продовольствием. Турецкий парламент одобрил расширение своего военного контингента на территории Катара и предлагает посредничество в переговорах. Россия призывает стороны к сдержанности и скорейшему примирению. Почти сразу после разрыва отношений между ближневосточными партнерами Владимир Путин обсудил ситуацию вокруг Катара с президентом Турции Эрдоганом.

А в разгар кризиса в Москву прибыл глава катарского МИД и сразу поблагодарил Россию за поддержку. Для Дохи этот визит на фоне почти полной дипломатической изоляции имел принципиальное значение. Глава российского МИД Сергей Лавров в ответ подчеркнул, что Россия уважает суверенитет арабских стран и не намерена вмешиваться в их двусторонние отношения, но обеспокоена новым конфликтом в регионе и надеется на прямой диалог между его участниками.

Между тем катарский кризис уже привел к колебаниям на нефтяном рынке. Сначала цена поднялась выше 50 долларов за баррель, а потом резко опустилась ниже прежнего уровня. Несмотря на то что страна добывает не более 2% нефти от мировых объемов, она является одним из ключевых участников ОПЕК. В отличие от многих соседей, купающийся в деньгах, Катар может слегка ужаться и позволить себе держать низкие цены на нефть и в отместку за блокаду сорвать соглашение об ограничении добычи.