Тема:

Археология и история 3 суток назад

Первые христиане и лазерные технологии: ученые рассказали об уникальной реставрации римских катакомб

Христос и апостолы, одна из фресок в усыпальнице пекарей в катакомбах Св. Домициллы, Рим. Фото с сайта thehistoryblog.com

В начале июня ведущие мировые издания сообщили об историческом событии: ученые закончили реставрацию двух участков катакомб св. Домициллы в Риме. Работа заняла семь лет, и это только начало. Почему именно этот проект стал столь значимым для археологов, историков и технических специалистов? Стоит рассказать не только о конечном результате – открытии прекрасных раннехристианских фресок, — но и об уникальной технологии, впервые примененной для подобных работ.

Катакомбы Рима – город мертвых под городом живых. Гигантская подземная сеть состоит из четырех десятков отдельных погребальных комплексов, каждый из которых тянется под Вечным городом на многие километры. Ниши, вырубленные в стенах бесчисленных галерей и залов, хранят тысячи давно истлевших костей. Всем этим мрачным хозяйством заведует Ватикан, а именно Папская комиссия по священной археологии: катакомбы скрывают не только останки первых христиан, но и бесценные произведения раннехристианского искусства.

При всем богатстве выбора, особое внимание ученых и туристов всегда привлекали катакомбы святой Домициллы близ Аппиевой дороги. Это древнейший в мире христианский некрополь и один из крупнейших погребальных комплексов Италии: общая протяженность катакомб св. Домициллы составляет почти 17 километров, глубина – 30 метров, количество уровней доходит до четырех, численность покойного «населения» — около 150 тысяч человек. Первые захоронения относятся ко II веку нашей эры, последние – к V веку.

Однако главная особенность катакомб св. Домициллы – не количество древних костей и не масштабы подземного строительства, а замечательные фрески, сохранившиеся на стенах и потолках семейных усыпальниц. Помимо художественной ценности, эти изображения чрезвычайно важны для ученых: созданные по частным заказам в память о родных и близких, погребальные фрески рассказывают неофициальную историю становления христианства в Римской империи.


Отреставрированная «гробница под аркой» (аркосолий) в катакомбах св. Домициллы. Фото: AFP

Есть лишь одна проблема: плачевное состояние уникальных росписей. В катакомбах св. Домициллы археологи насчитали около 70 украшенных фресками усыпальниц, однако увидеть можно далеко не все: лишь десять из них считаются отреставрированными. Остальные фрески едва угадываются под многовековыми наслоениями копоти, грязи, плесени и отложений карбоната кальция – уровень влажности в катакомбах достигает 100%, температура держится на уровне 14-17° C, по сути это искусственная пещера со своим микроклиматом, по которой веками ходили люди с факелами и масляными лампами. Больше других пострадали потолочные росписи.

Семь лет назад Ватикан, как ответственное за катакомбы государство, выделил немалые средства на реставрацию древних фресок. Почему не раньше? У Ватикана, как известно, нет особых проблем с финансами, причина задержки в другом: до недавнего времени просто не существовало технологий, способных очистить разнородные отложения, не повредив оригинальный красочный слой. Семь лет назад такая технология появилась: специалисты из Италии, Германии и Австрии начали очистку фресок с помощью лазера. Это первый в мире опыт лазерной реставрации подземных помещений.

В работе использовались лазерные лучи диаметром 2 мм, частоту которых настроили на удаление строго определенных элементов – в данном случае твердых отложений черного и близких к черному цветов.

«Когда мы начинали работу, никаких фресок даже видно не было – все было просто черным. Мы выжигали многовековую грязь миллиметр за миллиметром, используя волны разной длины и цветовые настройки. Красочный слой фресок при этом оставался нетронутым. До недавних пор такой способ реставрации был невозможен, а ручная очистка могла повредить фрески», — вспоминает Барбара Маццеи (Barbara Mazzei), руководитель реставрационного проекта.

Для интересующихся – некоторые технические подробности: реставраторы использовали две лазерные системы, Long Q-switch (режим модулированной добротности с увеличенной длительностью импульса, аппарат EOS 1000 LQS) и Short Free Running (режим свободной генерации с укороченной длительностью импульса, аппарат EOS 1000), ранее уже применявшиеся в реставрационной практике, в частности, в кафедральном соборе Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В настоящее время Италия является основным и, в некоторых сегментах, единственным производителем лазерных установок для нужд реставраторов.
В катакомбах св. Домициллы для снятия черного налета использовалась система LQS на частоте 5 Гц, успешно очищавшая тонкий слой отложений с белых, зеленых и охристых цветов и оттенков на фресках. В тех случаях, когда слой посторонних отложений был особенно толстым и плотным, использовалась система SFR – для получения оптимальных результатов реставраторы последовательно применяли разные настройки и варьировали интенсивность излучения в диапазоне 2,1 — 7,0 Дж/см2.

Для реставрации ученые выбрали два не связанных между собой участка катакомб св. Домициллы. Первый – кубикула (погребальная камера, фамильный склеп) III века, сильно пострадавшая от «ценителей искусства» XVII – XVIII веков: мародеры буквально срезали фрески со стен для выгодной перепродажи богатым коллекционерам. Куски стен, покрытых росписями, до сих пор можно увидеть в некоторых музеях и даже в частных особняках, где они выполняли роль оригинального декора.

Возможно, изуродованная кубикула этим и привлекла внимание современных реставраторов – они надеялись найти сохранившиеся интересные фрагменты фресок. И нашли: под грязью обнаружились росписи с христианско-языческими мотивами, а также целая стая крылатых младенцев (купидонов/херувимов) – судя по выбранной тематике и небольшим размерам погребальных ниш, на этом участке было похоронено несколько детей.

Второй отреставрированный участок произвел полноценную сенсацию, большинство изданий только о нем и написали. Римляне, заказавшие обустройство и оформление этих усыпальниц, очевидно располагали немалыми средствами: речь идет о так называемой «кубикуле пекарей» с масштабными, прекрасно выполненными, многоцветными фресками IV века, сохранившимся под слоем многовековой грязи. «Кубикула пекарей» предназначалась для семей имперских чиновников, разбогатевших на торговле зерном и выпечке хлеба.


Общий вид одной из потолочных фресок в «кубикуле пекарей». Фото с сайта thehistoryblog.com

Импорт и распределение зерна в Древнем Риме были государственной монополией, сложным многоступенчатым процессом под контролем высокопоставленных чиновников, ведь каждый римлянин имел право на ежедневную порцию хлеба. Сотни тысяч бедняков получали хлеб бесплатно – тот самый, из крылатого выражения panem et circenses, «хлеба и зрелищ». Регулярное поступление зерна и хлеба было делом государственной важности: у сытых граждан меньше поводов для недовольства властью.

Реставраторы обнаружили серию изображений, иллюстрирующих процесс импорта зерна: перевозка на кораблях со всех концов Средиземноморья до главного римского порта в Остии, затем погрузка зерна на речные суда и доставка вверх по Тибру до зернохранилищ в центре столицы империи.

После обращения в христианство гордость зерноторговцев и пекарей за свои достижения приобрела иной оттенок: новая религия наделила хлеб глубоким символическим смыслом, что отразилось в выборе сюжетов для фресок – на одной изображено чудо умножения хлебов («чудо пяти хлебов и двух рыбок» или «насыщение 5000 человек», описанное во всех четырех Евангелиях), на другой – Тайная Вечеря.


Центральное изображение потолочной фрески в «кубикуле пекарей»: Христос в окружении святых. Фото с сайта thehistoryblog.com

В центре одной из потолочных фресок – безбородый Христос, восседающий на престоле, и двое мужчин, стоящих справа и слева от Спасителя. «Личность» мужчин пока выясняется: по мнению исследователей, это либо апостолы Петр и Павел, либо, что более вероятно, святые воины-мученики Нерей и Ахиллей – римские солдаты, обратившиеся в христианство и принявшие мученическую смерть в первые годы IV века, при императоре Диоклетиане – это было время самых жестоких и массовых преследований христиан, известное как Великое гонение. Святые воины погибли в Риме и были похоронены здесь, в катакомбах Св. Домициллы – над их могилами была возведена подземная базилика, позже надстроенная наземной частью. Обе части сохранились и открыты для посещений.

«Сюжеты фресок объединяет тема спасения и освобождения от смерти. Мы видим Ноя, радующегося возвращению голубя на ковчег; «отмененное» жертвоприношение Исаака Авраамом; пророка Иону, исторгнутого из чрева кита; умножение хлебов и рыб и так далее», — говорит Барбара Маццеи.


Освобождение пророка Ионы из чрева кита. Фрагмент фрески из «кубикулы пекарей». Фото: CNS / Carol Glatz

Следует отметить, что эти сюжеты достаточно характерны для фресок и статуй из раннехристианских подземных усыпальниц, многие уже не раз встречались исследователям – как в катакомбах св. Домициллы, так и в других – св. Каликста, св. Себастьяна, св. Присциллы…

Еще один сюжет, распространенный в первые века христианства и часто встречающийся в катакомбной живописи – Иисус Христос в образе Доброго Пастыря («Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец», Евангелие от Иоанна, 10:14-15). Две таких фрески обнаружились и в «кубикуле пекарей», одна из них – на потолке усыпальницы.


Общий вид потолочной фрески в «кубикуле пекарей». Слева – изображение Христа в образе Доброго Пастыря, справа – Христос в окружении апостолов. Фото с сайта thehistoryblog.com

В центре фрески изображен Иисус в образе Доброго Пастыря – с ягненком на плечах и двумя овцами, пасущимися рядом. Остальное пространство фрески занято фигурами людей, собирающих плоды с деревьев: именно эти изображения привлекли внимание ученых. Сбор плодов – типичный языческий образ, символизирующий времена года.


Фрагмент потолочной фрески в «кубикуле пекарей»: Иисус в образе Доброго Пастыря и сбор плодов. Фото: CNS / Carol Glatz

Другой языческий мотив, обнаруженный на фресках из «кубикулы пекарей», — павлины: эти птицы были символом загробной жизни.

«Языческая символика органично вписана в библейские сцены, не чувствуется никаких внутренних противоречий. Такое смешение старых языческих образов с новыми христианскими может означать, что погребенная в кубикуле семья лишь недавно приняла христианство», — полагает Барбара Маццеи.

Создание усыпальницы пекарей и ее фресок исследователи относят к 360-м годам – прошло всего несколько десятилетий с тех пор, как император Константин легализовал христианство на территории Римской империи и начал процесс его превращения в господствующую религию.  

«Богатые римляне обратились в христианство позже всех остальных, вплоть до середины IV века они оставались язычниками», — пояснил Фабрицио Бисконти, суперинтендант Папской комиссии по священной археологии.

Пользуясь случаем, на пресс-конференции реставраторы и археологи еще раз напомнили журналистам и широкой публике, что катакомбные захоронения никак не связаны с нелегальным статусом христианства в первые века нашей эры. Тайные гробницы гонимых христиан в сырых подземельях – это красивый, но миф. Причина, по которой римляне разных вероисповеданий предпочитали катакомбы, проста и незатейлива: налоги. Под землей на одном участке можно было похоронить тысячи тел, а налог заплатить только за площадь участка на поверхности. Вот и копали все глубже и глубже – этим объясняются гигантские размеры подземных комплексов и ранее упомянутые параметры катакомб св. Домициллы: четыре подземных «этажа», уходящие на глубину до 30 метров.

После падения Западной Римской империи в V веке такой способ захоронения использовался все реже, катакомбы пришли в упадок – зато частыми гостями подземелий стали паломники, приходившие помолиться к могилам тех, кого церковь причислила к лику святых. Паломники непременно оставляли на стенах следы своего пребывания – надписи, символы, иные граффити…

Следующим ударом стало массовое извлечение останков святых в VI веке – подземные гробницы вскрывали, доставали истлевшие кости, грузили их на телеги и вывозили тысячами для перезахоронения на поверхности, в более доступных для верующих местах. Эта практика просуществовала еще несколько веков – так в IX веке останки святых мучеников Нерея и Ахиллея покинули свои гробницы в катакомбах св. Домициллы и с тех пор покоятся в наземной базилике, возведенной в их честь в другом месте.

Потом о катакомбах забыли окончательно. Подземный город мертвых пропал из истории Рима, словно его и не было. Его вновь обнаружили только в 1593 году, слава первооткрывателя принадлежит Антонио Босио, самому известному «диггеру» своего времени.

«Босио был своего рода Колумбом подземелий – он обнаружил почти все римские катакомбы», — сказала Барбара Маццеи.

Страстный исследователь и любитель приключений, Антонио Босио вызывает восхищение современных ученых, но с поправкой на время. В XVI-XVII веках, когда археологии как научной дисциплины просто не существовало, удивительные открытия Босио обернулись кошмаром для подземных некрополей. Сам того не сознавая, Антонио Босио спровоцировал массовое мародерство, вандализм и «бизнес на костях». Любознательный диггер ошибочно принял всех покоящихся в катакомбах за первых христианских мучеников, и в подземелья хлынули толпы «охотников за святыми останками». Гробницы вскрывали и растаскивали несчастные кости «на сувениры» или на продажу.

Сейчас ученые знают, что Босио ошибался – первыми мучениками, погребенными в катакомбах св. Домициллы, были святые Нерей и Ахиллей в самом начале IV века, а все мирные христиане, погребенные позже, просто хотели лежать к ним поближе.

Не менее печальная участь постигла и образчики раннехристианского искусства — мы уже упоминали срезанные со стен фрески, но этим новые посетители катакомб не ограничились. За семь лет скрупулезной работы по очистке и реставрации оригинальных фресок ученые все же решили сохранить следы варваров XVII века – подписи и другие граффити, оставленные в период с 1600 по 1700 год и ставшие частью истории места.


Граффити XVII века, сохраненные реставраторами. Фото с сайта thehistoryblog.com

Выразительнее других здесь отметился сам «Колумб подземелий»: его подпись – Bosio – самая заметная во всем погребальном комплексе (см. заглавную фотографию). Она нанесена углем поверх фрески с изображением Христа и апостолов в «кубикуле пекарей», для ее удаления даже не нужен лазер, но без этой дерзкой подписи первооткрывателя катакомбы и впрямь лишились бы части своего многострадального прошлого.

Теперь количество отреставрированных усыпальниц в катакомбах св. Домициллы увеличилось с десяти до двенадцати. Осталось еще шесть десятков неизученных склепов с фресками, покрытыми многовековой грязью. «У нас еще очень много работы. Но мы продвигаемся, потихоньку, шаг за шагом», — подытожила Барбара Маццеи.

По материалам изданий Phys.org, The Catholic Register, The Telegraph и других.

Сегодня