Путин: Москва не станет халифатом

"Решение присоединиться к России приняли сами жители Крыма и члены легитимного парламента". Так Владимир Путин ответил на вопрос Оливера Стоуна о событиях 2014 года. В эфир американского телеканал Showtime вышла третья, предпоследняя, серия фильма о президенте России.

"Решение присоединиться к России приняли сами жители Крыма и члены легитимного парламента". Так Владимир Путин ответил на вопрос Оливера Стоуна о событиях 2014 года. В эфир американского телеканал Showtime вышла третья, предпоследняя, серия фильма о президенте России.

Ближе к концу тем становится меньше, диалоги дольше и более напряженные. Никаких разговоров о личном, только большая политика – Сирия, Крым, Украина. Майдан 2014-го и силовой захват власти при поддержке США.

- Вместо того, чтобы выяснять, что происходит, те поддержали госпереворот. Если бы в США захватили Белый дом, как бы это называлось — госпереворот или что? Или думаете, они там пришли, чтобы пол подмести.

На словах американцы обещали сотрудничать с Россией по Украине и в личных беседах просили о помощи, например, в переговорах с Януковичем. На деле свою часть соглашения выполнила только Москва.

- Янукович не отдавал приказов о применении оружия в отношении демонстрантов. Кстати говоря, западные партнеры, в том числе американские, просили меня повлиять на него в этом направлении. Нам было сказано: мы вас очень просим не допустить применения Януковичем этих сил. А мы, в свою очередь, гарантируем, что оппозиция освободит площади и административные здания. Мы сказали: хорошее предложение — будем работать.

Объясняет Путин и почему российские власти решили предоставить убежище Януковичу и что было после отъезда президента Украины из Харькова.

- Через день после этого он перебрался в Крым, который тогда был частью Украины. И там еще находился свыше 10 дней. Неделю как минимум. Просто стало очевидно, что если он попадет к ним в руки, они его убьют и всё.

Кровавые расправы над государственными лидерами в XXI веке, к сожалению, не редкость. Муамар Каддафи — в Ливии, Садам Хуссейн — в Ираке. Предотвратить такое развитие событий в Сирии – вот что стояло за решением начать операцию российских ВКС в арабской республике.

- Мы не хотим, чтобы то же самое произошло в Сирии. Иначе весь регион погрузится в полный хаос. Они собираются создать халифат от Южной Европы до Центральной Азии. Это главное, что вызывает беспокойство. Есть и конкретные политические цели. Тысячи боевиков из бывшего СССР там воюют, и они могут вернуться потом к нам.

Противоречия на Ближнем Востоке и в исламе есть и были всегда — прежде всего, конечно, между шиитами и суннитами, но религия источником зла быть не может, уверен президент. В России исторически мирно сосуществуют десятки разных конфессий. И слежку за людьми, исповедующими какую-то определенную религию, Москва не ведет.

- Москва превратится в халифат?

- Ну, уж этого мы не допустим. Смотрите, как бы Вашингтон в халифат не превратился.

Пускают Оливера Стоуна и в ситуационный центр президента. Режиссер в режиме реального времени видит, как происходит взаимодействие с нашими военными в Сирии.

Путин: Кто у вас на связи сейчас в Латакии?

Минобороны: Непосредственный командующий группировкой генерал Картаполов.

Путин: Пусть доложит сейчас ситуацию, что происходит.

Путин Стоуну: Вся информация — кто, где находится, чем занимается — в режиме реального времени.

На что Оливер Стоун отдельно обращает внимание, так это на уважительное отношение Путина к руководству США. Американцев российский лидер называет исключительно партнерами. Даже после заявлений Стоуна, что партнерство получается каким-то односторонним. Ни разу, заявляет режиссер, за 10 встреч российский президент не произнес ничего негативного о лидерах США. О бывшем американском президенте Бараке Обаме Путин говорит подчеркнуто вежливо.

- Я могу сказать, что такой диалог заинтересованный. Не конфронтационный. Все-таки президент тоже думает и оценивает реальную ситуацию. Мы находим точки соприкосновения по ряду сложных вопросов.

Впрочем, на это американские СМИ предпочли не обращать внимания. Что заметили в новой серии, так это книгу Оливера Стоуна "Нерассказанная история США" в кабинете Путина. Скрытый смысл издание Newsweek нашло и в том, что на экране телевизора в одном из кадров показывали мюнхенскую речь президента России – о расширении НАТО и неприемлемости однополярной модели мира.

Более внимательно именно к диалогам фильма отнеслось издание Forbes. Цитирует целые абзацы о бюрократии в Вашингтоне и Хиллари Клинтон и заключает, что Путин, похоже, понимает США лучше, чем американцы могли предположить.