Народный музей Венечки Ерофеева

Известно, что автор культового произведения "Москва – Петушки" Венедикт Ерофеев, как и его герой-тезка, много переезжал с места на место. "У него и угла-то не было", – вспоминают друзья. Но особенно писатель любил дом на Радиальной, 5. Здесь, в Царицыне, он подолгу жил и творил.

Известно, что автор культового произведения "Москва – Петушки" Венедикт Ерофеев, как и его герой-тезка, много переезжал с места на место. "У него и угла-то не было", – вспоминают друзья. Но особенно писатель любил дом на Радиальной, 5. Здесь, в Царицыне, он подолгу жил и творил.

В музей дом превратился случайно. Это народная инициатива. Когда-то здесь была школа, затем дом сделали жилым и поселили в нем учителей из этой школы. С тех пор здесь живут их потомки. Николай Болдарев, друг Венедикта Ерофеева, вспоминает, как в 1972 году сюда пришел человек без паспорта. "Приехал человек и поселился в нашей комнате. Это был Венедикт Васильевич Ерофеев", – говорит Болдарев.

Это стало началом многолетней дружбы. Вместе было выпито много сливового вина из тех самых слив, что растут вокруг дома. Под этими же сливами Ерофеев читал друзьям "Вальпургиеву ночь". Под этой крышей была написана работа "Василий Розанов глазами эксцентрика". А еще в этом доме у писателя развивался роман с последней любовью – Натальей Шмельковой. "Здесь ему было необыкновенно хорошо. Он любовался каждой былинкой, травинкой", – вспоминает подруга писателя.

В народном музее Ерофеева – его печатная машинка, старинный патефон – он звучал здесь летними вечерами. Вероятно, тогда же были опорожнены бутылки, не выброшенные по забывчивости хозяев и ставшие теперь экспонатами. А кирпич, оставшийся от фундамента, и вовсе раритет. Он "помнит" и других великих жителей дома.

"Это место, впитавшее несколько эпох, начиная от Муромцева, первого председателя Госдумы России. В этом же месте Бунин познакомился с Верой Муромцевой", – рассказал Сергей Брель, кинодраматург, представитель движения "Архнадзор".

Сейчас дом переживает трудные времена – ему грозит снос. Но хранители музея, друзья и поклонники творчества Ерофеева отчаянно борются за его место под солнцем, где они так любят собираться и вспоминать его, их Венечку.