Он менял Пауэрса на Абеля: последнее напутствие создателя "Вымпела", разведчика Дроздова

Стало известно о смерти знаменитого разведчика Юрия Дроздова. Ему был 91 год. Ни один, даже самый закрученный литературный сюжет, не сравнится с его биографией. Многое в послужном списке Юрия Ивановича до сих пор – государственная тайна.

Стало известно о смерти знаменитого разведчика Юрия Дроздова. Ему был 91 год. Ни один, даже самый закрученный литературный сюжет, не сравнится с его биографией. Участие в штурме Берлина, затем работа в Германии, знаменитый обмен Рудольфа Абеля на американского летчика Пауэрса, резидентура в Китае и США, координация штурма дворца Амина в Афганистане и, наконец, создание спецподразделения "Вымпел". Все это только то, что известно. Многое в послужном списке Юрия Ивановича до сих пор — государственная тайна. Соболезнования его семье 21 июня 2017 года выразил президент России Владимир Путин.

Юрий Дроздов — был не просто разведчиком. Он при жизни стал легендой! По его операциям писали учебники. А его биография еще долго будет хранится под грифом "секретно". Но и того, что открыто, хватило бы не на один роман, начиная с войны. Он дошел до Берлина. И немецкий, без малейшего акцента, выучил тогда.

Язык пригодился уже в 1957 году, когда взяли нашего резидента — агента Марка, он же — Рудольф Абель, и приговорили его к 30 годам тюрьмы. Появился единственный шанс — обменять его на летчика Пауэрса, управлявшего сбитым самолетом-шпионом U2. Все переговоры проходили в Германии. И Юрий Дроздов координировал из под видом кузена Абеля, придумав себе имя Юрген Дривс.

"Простой чиновник Дривс появился очень просто. На одной из улиц Западного Берлина на этикетке на воротах одного особняка было вычитано это имя. И мне показалось, что оно подходит", — признавался руководитель аналитического центра ''Намакон'', а в 1979-1991 годах начальник управления нелегальной разведки ПГУ КГБ СССР (Управление ''С'') Юрий Дроздов.

Сколько сил и бессонных ночей стоили эти переговоры, знал только сам Дривс-Дроздов. Сколько раз они были на грани провала! Но все получилось.

"Я старался держаться в стороне немножко. За машиной стоял. Николай Александрович пошел, опознал Абеля на мосту. Американцы опознали своего. И разошлись. А дальше — все, как в кинофильме "Мертвый сезон", — рассказывал об этом шпионском обмене между Востоком и Западом в фильме "Бином Дроздова" режиссера Мурада Алиева герой документальной картины.

"Для разведки – это патриарх. Он такой классический разведчик. Он всегда опирался на ее основы, на ее базис. И развивал это все", — говорит президент Ассоциации группы специального назначения "Вымпел" Валерий Попов.

"Мы потеряли человека высокого профессионализма. Высокого, высочайшего, я бы сказал, уровня чувства долга. Человека чистой совести и преданности Родине", — вспоминает Дроздова полковник в отставке, ветеран Службы внешней разведки России Олег Нечипоренко.

Летом 1979 года Юрия Дроздова перебрасывают в Афганистан под именем капитана Лебедева. Хотя он тогда уже не простой офицер, а начальник всего Управления "С" — нелегальной разведки КГБ.

Высокое значение Центр придает операции по штурму дворца Амина. И Дроздов предлагает в службу охраны президента внедрить "мусульманский батальон". И хотя этих военных агентов было в разы меньше, он убеждает — надо идти на штурм.

"Военные посмотрели на меня так как-то удивленно, потом подумали: ну, и нахал! Заставили немножко поволноваться охрану Амина, и начали. Бой длился 43 минуты", — говорил об этом штурме Юрий Дроздов.

И вот после этого рождается идея — создать спецназ КГБ. Юрий Дроздов идет к самому Юрию Андропову. Так появляется "Вымпел". И фактически с этого начинается вся история российских спецназа. Он показал себя в операциях во Вьетнаме, в Анголе, в Ливане и на Кубе.

"Он сумел предусмотреть то, что будет потом. Ведь что бы мы делали сейчас без всех таких подразделений, как "Вымпел"? Где бы сейчас были в эпоху тяжелейшей борьбы с терроризмом? Он это предвидел еще тогда, в 1970-е годы", — подчеркивает историк спецслужб Николай Долгополов.

Его ценила политическая элита и уважали коллеги за мудрость и дальновидность. Те слова, что он нам сказал два года назад, сейчас стали еще актуальнее.

"Нам нужно очень хорошо знать, с кем мы имеем дело. Это не говорит о том, что мы должны воевать, что мы должны шуметь, хамить, вредить, делать так, как это делают сегодня представители американских спецслужб. Нужно беречь целостность своих подразделений. И нужно не забывать, что мир не однополярен", — фактически оставил свое завещание Юрий Дроздов.

Эти слова именно сегодня звучат особенно актуально, как напутствие и даже предупреждение.