"Китайская машина": как Поднебесная растит футболистов

Итог футбольного Кубка конфедераций для России – двойственный. С одной стороны, наша сборная бесславно вылетела, даже не выйдя из группы. С другой, созданная инфраструктура к Чемпионату мира у нас в будущем году – прекрасна.

Автор: Дмитрий Киселёв

Итог футбольного Кубка конфедераций для России — двойственный. С одной стороны, наша сборная бесславно вылетела, даже не выйдя из группы. С другой, созданная инфраструктура к Чемпионату мира у нас в будущем году -- прекрасна. Построены стадионы, уже есть опыт гостеприимства, и теперь мы знаем, как проводить столь масштабные международные соревнования по футболу.

И всё же говорить о "нашем" футболе сегодня пока тяжело. Ведь российская сборная даёт нам счастливый шанс поболеть за неё очень недолго. Уже на первых этапах международных чемпионатов мы оттуда вылетаем. Ну, а дальше уже болеем за других, выбирая себе иных героев, — тех, на которых можем равняться.

Например, прошлым летом во время Чемпионата Европы по футболу мы болели за Исландиюмаленькую страну с населением в 300 тысяч человек, чья сборная, тем не менее, сыграла вничью с Португалией, разгромила Австрию и Англию и лишь в четвертьфинале уступила французам. Для Исландии — ошеломительный результат. Ведь если взглянуть на рейтинг футбольных сборных ФИФА, ещё за десять лет до прошлогоднего Чемпионата в 2006 году, сборная Исландии прозябала аж на 107 месте. А потом рванула. О том, как у нее это получилось, мы уже подробно рассказывали.

Сейчас идея создать футбольную команду мирового уровня захватила уже Китай. В рейтинге ФИФА сборная Поднебесной пока находится на скромном 82-м месте, но, как мы знаем, китайцы народ трудолюбивый, организованный и целеустремлённый. Так что вполне возможно, китайцев мы можем принимать у нас уже в следующем году. И кто знает, за кого мы будем болеть до финала Чемпионата? Мысль эта тем более горька, что, в отличие от Китая, наша футбольная сборная знавала и другие времена. Один Лев Яшин чего стоит! Как в Китае конструируют и собирают "китайскую машину"?

Автор: Алиса Романова

То ли школа Хогвартс, то ли Диснейленд в обрамлении гор. Ровные лужайки, изумрудные поля — так выглядит самая большая фабрика футбола в мире совсем не в футбольной державе. Академия при успешном клубе "Гуанчжоу Эвергранд" выписала 22 тренера из мадридского "Реала", чтобы сотворить чудо, вырастить игроков европейского уровня. 2600 мальчиков и даже несколько девочек со всего Китая и даже из Тибета. Набирают с 5 лет, учат до 18-ти. Через день тренировки на поле. После обеда под портретом Горького и цитатами из Маркса — обычные уроки. Идеальный конвейер. Но тренеры из Испании знают, где именно начинается настоящий футбол. "Тут все образцово — залы, бассейны. И важно, что берут с пяти лет. Но в Испании дети гоняют мяч постоянно — на улице, где угодно. А в Китае пока нет такой культуры", — говорит тренер Хосе Висенте.

Год обучения стоит недешево — 9 тысяч долларов. Но на пропаганду футбола Китай не жалеет сил. Родители едва могут устоять перед соблазном воспитать чемпиона. Эту школу всего за 10 месяцев построили владельцы самого дорогого и пока самого успешного клуба Китая. И это лучший символ китайских футбольных амбиций — 50 полей, тысячи учеников, иностранные специалисты. Откуда такая гигантомания и размах, понятно. Китаю нужно наверстывать упущенное и хоть как-то ответить на претензии многих жителей — неужели среди миллиардного населения не найдутся 11 мужчин, которые умеют играть в футбол?

В своем же футболе китайцы окончательно разочаровались в 2009 году. Вскрылось, что чуть ли не треть матчей договорные. Потом были аресты, сроки и пожизненные дисквалификации — это коснулось всех, десятков судей, игроков, топ-менеджеров. Последней каплей стал матч в 2013 году, в день рождения Си Цзиньпина – сборная Таиланда забила Китаю пять голов. Униженные китайские фанаты заблокировали автобус со сборной. И для китайского лидера ренессанс футбола — это очень личное. Игру он обожает с детства.

На прошлой неделе Си Цзиньпин общался с главой ФИФА Джанни Инфантино. Он напомнил, что Китай хотел бы принять Кубок мира. Еще в 2011м он поставил три цели в спорте: попасть на Чемпионат мира, его провести и однажды его выиграть. Два года назад Китай принял революционную программу — к 2020 году подготовить 100 тысяч игроков, сделать футбол обязательной дисциплиной в школе, 50 тысяч школ оборудовать полями и даже разрешать сдавать по нему ЕГЭ.

Футбол возвращается домой — для китайцев это не пустые слова. Действительно, игра цуцзюй, то есть толкание мяча ногой, появилась здесь 2000 лет назад, и в городе Линьцзы, в столице древнего царства Цы, оформилось в отдельный вид спорта с очень четкими правилами. Гол — это когда мяч попадал в отверстие в воротах из шелка. Правда, это уже более поздняя версия. Но уже во II-III веках до нашей эры мяч гоняли уже вовсю. В 2005 году ФИФА признала Китай родиной прообраза футбола. Вот и голубой сертификат под стеклом за подписью Йозефа Блаттера. "Это китайский мяч — ему 2000 лет, а это британский. Викторианского периода, ему чуть больше полутора веков. Это подарок национального музея футбола — премьер Кэмерон передал его председателю Си", — рассказывает Ма Гоцин, директор музея "Культуры царства Ци в Линьцзы".

Но в зале футбольной славы только один славный эпизод за 30 лет. Лишь в 2002 году Китай попал на Чемпионат мира в Японии и Южной Корее, но вылетел из группы, не забив ни одного гола. "Можно только мечтать, чтобы наша сборная попала на Чемпионат мира в Россию. Но у нас только математический шанс выйти. Если нет, значит, будем пробовать дальше. Мы на верном пути", — считает Ян Чэнь, член сборной Китая по футболу на ЧМ 2002 года.

В китайском футболе уже гигантские деньги и звезды. Сборную тренирует легендарный Марчелло Липпи. Клуб "Гуанчжоу" тренирует чемпион мира из Бразилии Сколари. Экс-тренер сборной России Фабио Капелло возглавил клуб "Цзянсу Сунин". На трансферы зимой потратили больше всех в мире — 410 миллионов долларов. Бразильца Халка купил клуб "Шанхай Шанган" за 56 миллионов евро. Переехал и аргентинец Карлос Тевес — за 700 тысяч евро в неделю. Бразилец Оскар оставил ради Китая "Челси" — трансфер составил 60 миллионов евро. Спортивным чиновникам даже пришлось оправдываться на ежегодном съезде парламента и объяснять, к чему такие траты.

"Это всё — капризы богатых клубных инвесторов. Они преследуют коммерческие цели, а не развивают спорт. Мы следим за этим и уже предложили меры", — говорит Гоу Чжунвэнь, глава генеральной администрации Китая по спорту. Меры объявили в июне: убыточные клубы будут платить налог с трансфера иностранцев, 100% от стоимости. Деньги пойдут на развитие футбольных проектов. Еще сохранен строгий лимит – только 3 легионера, плюс один — из Азии.

В полдень, когда совсем невыносимо душно и жара под 40, в школе сиеста. Испанские тренеры, конечно, только "за". 10-летний Ван Шицзе, как все, перестирывает форму вручную. Мама приезжает нечасто, до дома — 2 часа на самолете. Пока одноклассники отдыхают, он обязательно выходит во двор – снова и снова погонять мяч, сам с собой, чтобы приблизить свою мечту как можно скорей. "Я думаю, нужны 5 или 10 лет, и мы, наконец, попадем на Чемпионат мира. Это моя мечта!", — говорит мальчик.