Пожилые люди перестают отличать похожие звуки, но это можно изменить

Если нейропластичность и распознавание тонов улучшить у пожилых людей, то им будет легче даваться обучение игре на музыкальных инструментах или обучение иностранным языкам.

Если нейропластичность и распознавание тонов улучшить у пожилых людей, то им будет легче даваться обучение игре на музыкальных инструментах или обучение иностранным языкам.
Фото Global Look Press.

Многие люди отмечают, что по мере взросления им всё тяжелее даётся изучение иностранных языков или освоение музыкальных инструментов. В чём причина? Исследователи считают, что всё дело в ухудшении способности мозга различать звуки. Но, оказывается, это можно изменить.

Многие люди отмечают, что по мере взросления им всё тяжелее даётся изучение иностранных языков или освоение музыкальных инструментов. В чём причина? Исследователи считают, всё дело в том, что со временем способность мозга различать звуки ухудшается. Но недавняя научная работа на мышах показала, что это вполне можно изменить.

Несколько лет назад учёный Джей Бландон (Jay Blundon) и его коллеги из детского исследовательского госпиталя святого Иуды (St Jude Children’s Research Hospital) обнаружили, что уровни химического вещества под названием аденозин в таламусе (область головного мозга, отвечающая за перераспределение информации от органов чувств, за исключением обоняния, к коре головного мозга) увеличивался по мере взросления мышей.

В свою очередь, именно это и может активировать некий механизм, который замедляет процессы обучения в слуховой коре головного мозга. В связи с этим, когда старым мышам проигрывали две разные, но близкие по звучанию ноты, они не были в состоянии различить их.

Однако исследовательская группа обнаружила, что при помощи генетических инструментов или особых лекарственных средств можно снизить уровень аденозина так, чтобы мыши смогли уловить разницу между звуками.

И чтобы продемонстрировать это, учёные включали старым грызунам непрерывный звук в качестве фонового шума. Затем они включали немного иной тон в качестве дополнения к первому. Мыши были слегка ошарашены новым звуком, что показало, что они смогли его распознать и отличить от того, который играл фоном.

Когда специалисты блокировали аденозиновый механизм, то это приводило к увеличению в слуховой зоне коры головного мозга мышей количества нейронов, реагирующих звук. Этот процесс называется нейропластичность. По мнению Бландона, по этой причине навык распознавания нот улучшался у старых мышей.

Если нейропластичность и распознавание звуков можно улучшать у пожилых людей, то им сможет легче даваться обучение игре на музыкальных инструментах или обучение иностранным языкам, говорит Бландон.

"Изучение второго языка в более позднем возрасте может быть несколько сложным из-за неспособности чётко слышать разницу в фонемах", — объясняет он (фонемы – это отдельные единицы звука, из которых и состоит весь язык – прим.ред.).

Более того, улучшение слуховой пластичности также может помочь при таких состояниях, как инсульт или звон в ушах, добавляет автор исследования. Различные слуховые нейроны потенциально могут взять на себя роль тех, которые были разрушены в результате инсульта (или заменить те, которые становятся гиперактивными при звоне в ушах).

"Но мы ещё довольно далеко от исследований с участием человека", — отмечает учёный.

Исследование может пригодиться и для людей с кохлеарными имплантатами, говорит Гэри Хаусли (Gary Housley) из университета Нового Южного Уэльса. Дети достаточно быстро приспосабливаются к использованию этих устройств, в то время как взрослым людям это даётся с трудом. Возможно, причина как раз в снижение слуховой пластичности, говорит Хаусли.

Результаты исследования опубликованы в научном издании Science.