От равенства к экспансии: Европа сопротивляется исламу

Исламофобия в Европе стремительно растет. На днях глава МИД Австрии Себастьян Курц призвал закрыть все мусульманские детские сады.

Автор: Дмитрий Киселев

В пятницу суд Лондона приговорил к 6 месяцам тюрьмы 36-летнего гражданина Великобритании Алекса Чиверса за то, что он ударил девочку-мусульманку куском свиного бекона по лицу. Гадкий поступок в череде других агрессивных актов в отношении мусульман.

На прошлой неделе, там же, в Лондоне, 47-летний Даррен Осборн въехал на грузовике в группу мусульман, которые возвращались из мечети после вечерней молитвы. В результате один человек погиб, восемь получили ранения.

Ранее мэр британской столицы Садик Хан сообщил, что после теракта на лондонском мосту 3 июня количество преступлений на почве исламофобии увеличилось в пять раз. Впрочем, Великобритания — не исключение. Мечети в Германии подвергаются нападениям чуть ли не каждую неделю. Исламофобия в Европе стремительно растет. На днях глава МИД Австрии Себастьян Курц призвал закрыть все мусульманские детские сады.

Автор: Дарья Григорова

Омар, Хабиба, Амани — сегодня это уже типичные австрийские имена. Воспитанники исламского детского сада "Медина", одного из 150 мусульманских в Вене, готовятся уйти на летние каникулы. От журналистов садики, а уж тем более такие, обычно охраняют не хуже гостайны, но нашей группе сделали исключение.

Многое здесь по Шариату. На кухне халяльная еда, мясо заколото по мусульманским традициям. Не слышно музыкальных занятий, кроме детских песенок, что сами воспитатели поют а капелла, такие однозначно не считаются харамом, то есть грехом. На родном языке, чаще всего арабском и турецком, говорить не запрещают: наоборот, задача — сохранить идентичность. И дети знают откуда они родом, порой даже слишком хорошо.

На такие с виду благополучные мусульманские сады обрушился тридцатилетний министр иностранных дел Курц — в октябре выборы, и у него все шансы стать следующим канцлером. Претензии Курца — это детский сад, говорит директор "Медины" Амель Хамди: "Политики пытаются привлечь на свою сторону избирателей. Тут якобы принуждают детей к молитвам, к ношению платка, хотя это неправда. Рядовой гражданин этого не знает, у него нет доступа к такому детскому саду. С 2015 года в дошкольных учреждениях запрещена программа по изучению ислама".

Основы Корана — 20 минут в день, потом арабский язык и каллиграфия. Эту запрещенную программу исламских занятий далеко не убирают.

"Большинство мусульманских родителей были очень разочарованы, когда отменили курс изучения ислама. Мы их успокоили тем, что это решение, возможно, носит временный характер", — говорит Амель Хамди.

Но в мэрии Вены, которая финансирует без исключения все детские сады, возвращать уроки ислама не собираются и наоборот уверены, что разрешение преподавать спрашивают далеко не все.

"Ислам не является частью Австрии, и в этих учреждениях воспитательную работу проводят экстремистски настроенные педагоги, их цель — добиться радикализации детей с раннего возраста. Нам такая тенденцию в Вене и Австрии не нужна. К этому добавляется тот факт, что текущее правительство Вены финансирует такие детские сады. Мне кажется, что подобные субсидии контрпродуктивны, потому что они приводят к образованию параллельного общества, в чем мы не заинтересованы", — заявил вице-мэр Вены Йоханн Гуденус.

Вот, например, кадры из венского детского садика: мужчина с рыжей бородой — это Пьер Фогель, имам из Германии, известный радикально-исламистскими взглядами. Проповеди бывшего профессионального боксера не раз запрещались властями.

"Мы должны призывать к исламу на улицах. Мы должны взывать к людям. Мы должны приходить в каждый дом — призыв к исламу должен быть везде. Мы не можем построить какую-то избушку в лесу, написать у нее над входом — ислам и ждать, что кто-то заблудится и сам придет", — говорит он. Из зала ему отвечают: "Аллаху акбар!"

И призыв "Ислам должен быть везде" пока только выполняется. Deutsche Bank, Commerzbank, Sparkasse — большинство небоскребов Франкфурта-на-Майне принадлежат какому-то банку. Обзавестись своей башней рассчитывает и новичок в финансовом мире Европы — исламский банк КТ, первый и единственный в Еврозоне, что работает по законам шариата.

КТ — это аббревиатура: Кувейт-Турция. Оттуда основные акционеры, а нередко и клиенты. Исламская экономика стоит на подходе, противоположном европейскому: деньги пахнут.

"На практике это означает, что мы не взимаем процента при займе денег. Также мы не инвестируем вклады наших клиентов в определенные отрасли, у нас есть список запрещенных сфер деятельности. К примеру, мы не инвестируем в предприятия ВПК, табачную и алкогольную индустрии, не заключаем высокоспекулятивные сделки и не вкладываем деньги в компании с высокой задолженностью", — пояснил Ферхат Асланоглу, глава департамента маркетинга банка КТ.

В одной только Германии у банка огромная целевая аудитория — почти 5 миллионов мусульман. Соседняя Австрия — еще 700 тысяч человек. Но необходимость в исламском банке продиктована не только религиозными ограничениями. В Австрии в 2015 году приняли ислам-гезетц — закон, запрещающий мечетям и другим исламским организациям получать средства из-за рубежа. Схема "контроль в обмен на финансирование" в теории должна помочь в борьбе с радикализацией европейских мусульман. Под действие этого закона попал и главный Исламский центр Вены — раньше его официально поддерживала Саудовская Аравия. К интервью здесь относятся настороженно, рассказывать соглашаются только о своей работе с детьми.

"Это первое в Австрии издание для мусульманских детей, целевая аудитория — дети в возрасте от 7 до 12 лет. Наш журнал разрешается использовать в качестве учебного материала в школах Австрии. Для мусульманских детей издается большое количество журналов на родных для них языках: арабском, турецком, боснийском, однако немецкого языка раньше не было", — рассказывает девушка, не пожелавшая назвать свое имя.

Журнал объясняет детям что такое "дар аль ислам" — территория ислама, за пределами которой они оказались. Но для европейцев стремительный рост количества мусульман скорее повторение, дежавю. На ту же Вену не раз наступали турки-османы, и именно Австрия положила конец завоевательным войнам Османской империи в Европе. Но вместе с тем и переняла мусульманский обычай пить кофе, который теперь зовется венским. Получается, так или иначе сталкиваясь с исламом, Европа обретала свое собственное лицо. И этот процесс еще не окончен.

Венскую мечеть, построенную на деньги короля Саудовской Аравии, приезжал открывать лично президент Австрии — в 1979 году. Тогда политики называли это равенством, сегодня говорят иначе — экспансия, противопоставляя ислам Европе. Но что такое "европейский", теперь будут все больше определять люди, которые чтут законы шариата.