Владимир Песня: по фотографии можно оценить уровень развития фотографа

Специальный фотокорреспондент МИА "Россия сегодня", лауреат World Press Photo-2016 в номинации "Спортивные истории", победитель, призер и член жюри различных международных и российских фотоконкурсов Владимир Песня рассказал о Международном конкурсе фотожурналистики имени Андрея Стенина.

Специальный фотокорреспондент МИА "Россия сегодня", лауреат World Press Photo-2016 в номинации "Спортивные истории", победитель, призер и член жюри различных международных и российских фотоконкурсов Владимир Песня рассказал о Международном конкурсе фотожурналистики имени Андрея Стенина и о самых ценных навыках фотографа.

- С чем связано ваше решение войти в состав жюри Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина?

- Когда я получил это предложение, согласился, не задумываясь. Во-первых, я чувствую определенную степень вины в том, что случилось с Андреем. Думаю, это чувство разделяют все мои коллеги по фотослужбе. Поэтому участие в жюри конкурса его имени для меня очень важно. Во-вторых, это замечательная возможность увидеть срез мировой фотографии и узнать, как пел Борис Гребенщиков, "где та молодая шпана, что сметет нас с лица Земли". В-третьих, участие в жюри столь представительного конкурса – само по себе признание. Хотя я с куда большим удовольствием сам бы участвовал в состязании, но, увы, возраст не позволяет.

- Как вы относитесь к художественным элементам в документальной съемке?

- На мой взгляд, должен соблюдаться правильный баланс. Документальная съемка без художественного осмысления превращается в банальную фиксацию действительности, ничем не лучше картинки с автоматических камер наблюдения. Такая фотография может затронуть сердца и души зрителей, только если сам предмет изображения обладает мощным воздействием. Вряд ли художественный взгляд прибавит что-то фотографии горы мертвых тел после освобождения концлагеря. А, например, в спортивной съемке художественная аллюзия на классическое произведение добавит изображению дополнительное измерение. Но чрезмерное увлечение художественной стороной может привести ко лжи в кадре. Верный путь в том, чтобы в наблюдении за реальным течением событий находить и строить кадры, обладающие художественной силой.

- Что, на ваш взгляд, важнее для фотокорреспондента — продуманная фотоистория или кадр, когда фотограф оказался в нужном месте в нужное время?

- Я вообще не хочу смешивать эти понятия. Продуманность и спонтанность – это разные полюса магнита. В нашей работе есть место спонтанности и везению – когда мы работаем в рамках новостных сюжетов. Это один род работы – быстрое реагирование на меняющиеся обстоятельства. И совершенно другой род работы – воплощение в жизнь своего или коллективного проекта. В нашей деятельности есть место им обоим, но почти никогда эти виды работы не пересекаются.

- По вашему мнению, важнее качество съемки или оперативность?

- И опять надо упомянуть о балансе. Идеально, когда качество и оперативность совмещены. На практике в современной информационной матрице на первых порах в моменте важнее оперативность, но по прошествии времени поле боя остается все же за качеством. Вот представьте, что рядом с вами приземлилась летающая тарелка. Если вы один, то неважно, насколько криво и нерезко вы это снимете. Это будет первый кадр пришельцев на Земле. Если это событие снимает несколько фотографов, в выигрыше будет тот, кто передаст изображение первым. Он войдет в историю, независимо от качества снимка. Но все же место в музеях займет более красивая фотография, пусть и передана она будет несколько позже.

- Что должно быть в фотографии, чтобы привлечь ваше внимание?

- По фотографии, если это, конечно, не дежурная информационная повинность, с достаточно большой точностью можно оценить общий уровень развития фотографа, его интеллект, его эмоциональность, его честность. Меня в чужих фотографиях привлекает, прежде всего, глубина интерпретации реальности, умение взглянуть на обыденность своим личным взглядом и способность донести этот взгляд до кого-то еще. Техническим мастерством меня поразить трудно, благо сейчас фотоаппаратура позволяет снимать на приличном техническом уровне без излишнего напряжения и дополнительных знаний. Поэтому на первый план выходят ум, честь и совесть фотографа. И его владение визуальным языком.

- Как могут реализовываться сейчас фотографы в профессиональном плане, когда электронные СМИ превалируют над печатными?

- Если говорить именно об электронных, но при этом традиционных новостных СМИ, то в отрыве от общей визуальной культуры (а так, увы, обстоит дело в большинстве подобных изданий) возможен только карьерный рост, но никак не профессиональный. С одной стороны, рост количества таких СМИ теоретически увеличивает количество рабочих мест для фотографов и стимулирует конкуренцию на новостном рынке. С другой стороны, задачи сиюминутного иллюстрирования новостей не требуют от фотографа никаких дополнительных способностей, кроме упомянутого уже умения оказаться в нужном месте в нужное время и, желательно, без конкурентов. Однако развитие информационных систем не стоит сводить только к традиционным источникам и интерпретаторам новостей. Массовая компьютеризация и всемирная сеть привели к появлению совершенно невозможных на бумаге платформ, дающих невиданные ранее возможности для публикации фотографии, для объединения ее с другими видами визуальных, аудио- и вербальных коммуникаций. Разумеется, до сих пор остается возможность традиционной реализации себя в качестве фотографа новостей, и, думаю, она будет сохраняться еще долго. Но я полагаю, что будущее именно за мультимедийными платформами публикации.

- Какова должна быть спортивная история или фотография, чтобы получить Гран-при?

- Я полагаю, что у спортивной фотографии, какой гениальной она бы ни была, вообще мало шансов на Гран-при. Как в этом конкурсе, так и в других. Как бы этого мне, как специалисту именно в спортивной фотографии, ни хотелось. Дело в том, что спорт это очень яркая, очень популярная, но далеко не самая важная часть деятельности человека. Реалии таковы, что на Гран-при могут претендовать снимки и истории, затрагивающие наиболее важные темы, привлекающие внимание наибольшего количества общественных слоёв и социальных групп. Как ни крути, спорт не отнести к основным проблемам современности, таким как войны, экономическое неравенство, фундаментализм или загрязнение окружающей среды. Спортивная фотография может коснуться упомянутых глобальных проблем. Ближайший пример – съемки Бостонского марафона, где произошла террористическая атака. Но ведь это уже не является фотографией именно о спорте. Можно, конечно, представить гипотетическую ситуацию, когда уровень работ, присланных в основные новостные номинации, будет на две головы ниже, чем те, что пришлют в спорт. Но надеюсь, что такого не произойдет. В целом, спортивная фотография может претендовать на Гран-при только на специализированных конкурсах спортивной фотографии. Жаль, что их крайне мало.

- На ваш взгляд, существуют ли этические рамки для получения хорошей репортажной фотографии (например, режиссура кадра)?

- Этические рамки есть всегда и везде. Но открытым остается вопрос о том, где именно они проходят. В нашем мире на самом деле сотни, если не тысячи этических систем. Доводя до абсолюта, можно сказать, что каждый человек — сам себе этическая система. Этика полинезийского каннибала не равна этике среднего жителя Европы. Но она, тем не менее, существует. Конечно, есть профессиональная этика репортажной фотографии. Но она подвержена изменениям в зависимости от времени, места, национальных особенностей и политической ситуации. То, что считалось допустимым с этической точки зрения 50-60 лет назад, сейчас может оказаться волчьим билетом. В одно и то же время правила игры в репортажной фотографии могут отличаться до полной противоположности. Достаточно сравнить новостную фотографию, например, 60-70 годов прошлого века в США и СССР.

Этика – это игра по правилам. Правила может диктовать общественный строй, корпоративные стандарты или внутреннее убеждение человека. Я считаю, что фотография не должна врать. Если понимать под режиссурой кадра управление действительностью, то такая режиссура – одна из форм лжи. Если же под режиссурой понимать умение отразить событие с помощью данного тебе инструмента, преобразующего свет и тень, найти более выразительные средства, наблюдая за событием, но, не вмешиваясь в него более чем собственным присутствием, — такую режиссуру я приветствую. Для понимания важно определиться с терминами. А для того, чтобы оставаться в этических рамках, надо быть честным, прежде всего с самим собой.

Владимир Песня — специальный фотокорреспондент МИА "Россия сегодня", лауреат World Press Photo-2016 в номинации "Спортивные истории", победитель, призер и член жюри различных международных и российских фотоконкурсов. Участник множества фотовыставок, в том числе 8 персональных.

Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина ставит своей целью поддержать молодых фотографов и привлечь общественное внимание к задачам современной фотожурналистики. Это площадка для молодых фотографов — талантливых, чутких и открытых ко всему новому. В 2016 году в конкурс собрал 6000 работ из 71 страны мира.

Генеральными информационными партнерами конкурса выступают информационно-новостной портал Вести.Ru, общероссийский государственный телеканал "Россия-Культура", информационно-новостной портал KP.ru и другие.

Андрей Стенин пропал в начале августа 2014 года в окрестностях города Снежное (Донецкая область), где украинские силовики проводили спецоперацию против ополчения. 3 сентября после проведения экспертиз Следкомом России было доказано, что фотокорреспондент погиб в результате обстрела автоколонны украинскими военнослужащими.