Тема:

Скончался Илья Глазунов 5 лет назад

Илья Глазунов хотел жить и работать до 100

На 88-м году жизни скончался Илья Глазунов. Живописец, иллюстратор, автор книг, сценограф, основатель Академии живописи, ваяния и зодчества. Соболезнования выразил Владимир Путин — его и Глазунова, как сказал пресс-секретарь президента, связывали давние дружеские отношения.

На 88-м году жизни скончался Илья Глазунов. Живописец, иллюстратор, автор книг, сценограф, основатель Академии живописи, ваяния и зодчества. Соболезнования выразил Владимир Путин — его и Глазунова, как сказал пресс-секретарь президента, связывали давние дружеские отношения. Премьер Дмитрий Медведев в телеграмме назвал Глазунова человеком, который любил свою страну и людей. Патриарх помянул Илью Глазунова во время литургии. У художника было множество наград и званий. Но главное, что он оставил после себя, — это его полотна, которые стали настоящей летописью российской истории.

87 лет – Илья Глазунов хотел жить и работать до 100. Жажду жизни привил ему навсегда блокадный Ленинград. Когда смерть унесла самых близких: отца и мать, мальчика вывезли по льду Ладожского озера. С тех пор не было ничего, что заставило бы его сдаться.

"Мы с ним дружили много лет, я бывал в мастерской, мы сидели до утра, я видел, что искусство – часть его души, вся его душа, может быть. Не случайно очереди стояли к его картинам. Не все его принимали и одобряли, но он всегда был верен себе", – вспоминает поэт Андрей Дементьев.

Дипломную работу писал в Ленинградском институте живописи. Это были "Дороги войны" — непроглядные тучи, изможденные лица. Позже полотно уничтожат. Он напишет копию. Ему поставят в итоге "тройку" — пусть работает учителем черчения и рисования. Вернувшись в Москву, брался за любую работу, и этого не стеснялся. Да, руками художника грузил мешки.

Сам Глазунов вспоминал: "Если не я, то кто же? Меня это всегда подымало с колен. Когда я работал грузчиком, а там шумели: первая выставка… А я работал грузчиком, грузил на Рижском вокзале мешки".

Это был 1957-й год. Начиналась "оттепель", за Глазунова хлопотал поэт Сергей Михалков – о нем художник всегда вспоминал с благодарностью. Индира Ганди, Леонид Брежнев, Джина Лоллобриджида – Глазунов-портретист становится невероятно востребованным. Он пишет исторические полотна, возглавляет патриотический клуб "Родина", который занимается образованием молодежи и защитой памятников архитектуры, позже, в 90-е годы, участвует в реставрации Московского Кремля.

"Интеллигент — это тот, кто заботится о самосознании своего народа, о великих традициях своего народа, которые и сделали Россию, распахнувшуюся на одну шестую часть света, больше, чем Римскую империю", – говорил Илья Глазунов в одном из своих недавних интервью.

Сын Иван и дочь Вера тоже художники. Они учились у отца.

"Человек, любящий Россию, до конца о ней думающий, не изменяющий своему делу, который делится всем и со всеми", – так рассказывает о своем отце Иван Глазунов.

Преподавать Илья Сергеевич Глазунов начал еще в 70-х. А в 80-х он создает Российскую академию живописи, ваяния и зодчества.

"Создал прекрасное, самое лучшее по методике учебное заведение. Построил по той идеологии, которая была в Императорской академии. Договаривался, возил делать копии с великих старых картин", – вспоминает художник Александр Шилов.

Галерею Глазунова в последние годы посещали патриарх Кирилл, президент Владимир Путин, гости из Франции и других стран. Разгром церквей при советской власти, лица XX века, иллюстрации к произведениям Лермонтова и Достоевского, старинные иконы – Глазунов собрал на Волхонке свою Россию.

"Картины Ильи Сергеевича – это историософия в красках, и вы рассказываете нам, делаете все, чтоб мы не забыли о великих и страшных событиях нашей истории", – говорит наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов).

Народный художник Советского союза, полный кавалер Ордена "За заслуги перед Отечеством", обладатель золотой медали ЮНЕСКО "За вклад в мировую культуру". Но главное – Глазунов оставил более 3 тысяч работ – они хранятся в разных городах и странах, на стенах музеев, страницах книг и альбомов. И в сердцах тех, кто их увидел.