Длительное сексуальное запугивание оказалось залогом успешного спаривания у павианов

Длительное сексуальное запугивание оказалось обычной стратегией поведения среди павианов.

Длительное сексуальное запугивание оказалось обычной стратегией поведения среди павианов.
Фото Alice Baniel.

Самец медвежьего павиана атакует обхаживаемую самку.

Самец медвежьего павиана атакует обхаживаемую самку.
Фото Alecia Carter.

Длительное сексуальное запугивание оказалось обычной стратегией поведения среди павианов.
Самец медвежьего павиана атакует обхаживаемую самку.
В ходе наблюдения за дикими павианами учёные обнаружили, что самцы практикуют длительное сексуальное запугивание, чтобы гарантированно спариться с подходящей самкой. Систематическое использование данной стратегии стало новостью для зоологов, хотя агрессия для этих приматов – привычное дело.

Похоже, что фраза "Бьёт – значит любит" весьма актуальна среди братьев наших меньших. Биологи четыре года подглядывали за сексуальной жизнью медвежьих павианов (Papio ursinus) и обнаружили, что самцы этих обезьян используют запугивание и откровенное насилие, чтобы контролировать своих самок и не давать им спариваться с конкурентами.

Команда под руководством Элис Баниэль (Alice Baniel) из французского Института перспективных исследований в Тулузе впервые заинтересовалась сексуальным насилием в семьях павианов, потому что ранее никто не видел, чтобы эти довольно агрессивные обезьяны откровенно принуждали самок к спариванию. Учёные решили проверить, не используют ли самцы какой-то менее очевидный подход в вопросе домостроя.

В ходе полевых наблюдений исследователи заметили, что главы семейств часто и необоснованно атакуют и гоняются за самками, пребывающими в средней активной стадии менструального цикла. Чтобы понять, какие преимущества даёт такое поведение, они собрали большой массив данных о жизни двух групп павианов, живущих в парке Цаобис в Намибии.

Оказалось, что от побоев страдают только самки, готовые к спариванию, в то время как беременные и кормящие обычно не удостаиваются подобных "знаков внимания". Кроме того, выяснилось, что чем агрессивнее самец ведёт себя с определённой самкой, тем выше вероятность, что именно с ней он будет спариваться в период овуляции. При этом непосредственно перед спариванием и после окончания процесса мужские особи ведут себя гораздо спокойнее и не обижают своих подруг.

Самец медвежьего павиана атакует обхаживаемую самку.

Сначала учёные предполагали, что самок просто привлекают более агрессивные самцы, но результаты исследования, опубликованные в издании Current Biology, показывают, что это не так. Самки соглашаются на отношения с агрессивно настроенным самцом, как будто опасаясь в случае отказа получить более тяжёлые травмы.

Баниэль и её коллеги считают, что речь идёт о долгосрочной стратегии, в рамках которой самец выбирает приглянувшуюся самку за несколько недель до овуляции и путём постоянного запугивания склоняет её к спариванию.

"Поскольку сексуальное запугивание, при котором агрессия не приурочена к спариванию, не столь заметно, такое поведение может быть более распространенным среди млекопитающих, чем считалось ранее, – говорит Баниэль. – Возможно, это явление ограничивает женскую сексуальность даже у тех видов, где самки пользуются относительной свободой".

В 2007 году другая группа биологов открыла похожее домашнее насилие у шимпанзе, самцы которых также использовали побои во время ухаживания. Теперь невольно возникает вопрос, не является ли стратегия сексуального запугивания, которая встречается и среди людей, эволюционным наследием наших дальних родственников. Хотя к такой версии многие специалисты пока относятся весьма скептически.