Военные подняли со дна озера истребитель Второй мировой


Лев Федосеев/ТАСС

Водолазы Северного флота России подняли со дна озера в Мурманской области истребитель второй мировой, сообщает пресс-служба Министерства обороны. Операция заняла больше недели. Кроме аквалангистов, в ней принимали участие специальный катер с современным эхолотом и даже подводный робот.

Водолазы Северного флота России подняли со дна озера в Мурманской области истребитель второй мировой, сообщает пресс-служба Министерства обороны. Операция заняла больше недели. Кроме аквалангистов, в ней принимали участие специальный катер с современным эхолотом и даже подводный робот.

Истребитель P-39 "Аэрокобра" упал в Щукозеро в марте 1945 года. Как предполагают военные, его пилот младший лейтенант Федор Варавиков во время тренировочного полета не справился с управлением. После чего самолет свалился в штопор, пробил лед озера и затонул на глубине 45 метров. Летчик погиб, но останки его не нашли.

Водолазам приходилось работать в сложных условиях. За 72 года самолет погрузился в ил, его фюзеляж и крылья истлели, была опасность, что "Аэрокобра" просто развалится при подъеме. Поэтому военным помогали специалисты музея ВВС Северного флота. Они давали рекомендации, как правильно закрепить P-39. После чего истребитель подтянули к поверхности и с помощью понтона отбуксировали к берегу. Там его извлекли из воды автокраном и отвезли в музей.

Американский P-39 "Аэрокобра" поставлялся в Советский Союз по ленд-лизу. На этом самолете летал, например, выдающийся ас Великой Отечественной войны трижды герой СССР Александр Покрышкин. Большую часть воздушных побед он одержал как раз на "Аэрокобре".

В целом советские пилоты давали очень высокие оценки американскому истребителю. В первую очередь отмечали его вооружение. В то время не каждый самолет мог похвастаться арсеналом из 37-миллиметровой пушки, 20-миллиметровой пушки, пары крупнокалиберных пулеметов и четырех пулеметов винтовочного калибра.

Также летчики отмечали отличную маневренность истребителя, прекрасный обзор и защиту от атак сзади. Потому что двигатель располагался в средней части самолета и прикрывал спину пилота от пуль и снарядов. Главным же недостатком "Аэрокобры" считали склонность сваливаться в штопор при малейшей ошибке в управлении. Видимо, это и погубило младшего лейтенанта Федора Варавикова.