В Иерусалиме замаячил призрак новой интифады

24 июля Совет Безопасности ООН проведет совещание по ситуации в Иерусалиме. На Ближнем Востоке вновь замаячил призрак новой интифады. Палестинец убил троих израильтян, членов одной семьи

24 июля Совет Безопасности ООН проведет совещание по ситуации в Иерусалиме. На Ближнем Востоке вновь замаячил призрак новой интифады. Палестинец убил троих израильтян, членов одной семьи. Также на Храмовой горе в Иерусалиме палестинцы организовали так называемый "день гнева" — громили металлоискатели, установленные полицией после теракта 14 июля. На Храмовую гору не пускают мужчин моложе 50 лет, и это возмущает палестинских лидеров. Поэтому и вернулось слово "интифада", что в переводе с арабского означает "восстание", — так палестинцы с конца 80-х называют вооруженную борьбу против израильских властей. Как раскручивается ближневосточная спираль?

Новый день — новые столкновения: у Львиных и Дамасских ворот Старого города, в районе Масличной горы, в деревнях Исавия и Рас-аль-Муд Восточного Иерусалима. Молодежь арабских кварталов бросает камни, жжёт покрышки, запускает в полицейский спецназ петарды. Те кто постарше, совершают намаз, расстилая молитвенные коврики на древней брусчатке напротив кордонов пограничной полиции.

Противостояние, начавшееся 14 июля, с каждым днём становится все ожесточеннее, собирая урожай жертв. Два кровавых теракта — пятеро погибших израильтян за девять дней. Три палестинских юноши, скончавшихся от пулевых ранений. Многие уже называют новый виток насилия "интифадой Храмовой горы".

"Мы лишь делаем то, что делали наши предки, — приходим на молитву к святому для мусульман месту, к мечети Аль-Акса. Нас не пустили. На входе полиция поставила рамки металлодетекторов. Почему за нас решают, как, когда и где нам молиться?" – возмущены учащиеся медресе.

Великий муфтий Иерусалима призвал верных закрыть городские мечети и на пятничную молитву собраться у Храмовой горы. Глава Палестинской автономии Махмуд Аббас, срочно прервав китайский саммит, вернулся в Рамаллу, обвинив израильское правительство в попытке взять под силовой контроль Храмовую гору.

"От имени палестинского руководства я заявляю о замораживании всех контактов с оккупационным режимом, пока Израиль не отменит мер введённых против мечети Аль-Акса в Иерусалиме", — заявил Аббас.

Жаркую летнюю тишину "разорвали" звуки автоматных очередей. 14 июля в семь утра три террориста, спрятавших загодя на Храмовой горе автоматические винтовки, открыли огонь по патрулю пограничной полиции. Два офицера получили смертельные ранения. Власти, наверное, впервые за восемь веков закрыли в тот день Храмовую гору для пятничной молитвы и установили рамки металлоискателей на входе, не согласовав свои действия ни с опекающим Аль-Аксу иорданским королем, ни с арабской администрацией святыни.

Террор одних, поспешное упрямство других, религиозный фанатизм и политический расчёт превратили древний город в арену уличных боев. У стен Старого города Иерусалима пронзительно засвистели шоковые гранаты. Конная полиция, элитный спецназ, пограничные патрули сдерживали вооруженную камнями, петардами и бутылками арабскую молодежь. Палестинский Красный Полумесяц уже сообщил о гибели троих молодых людей от огнестрельных ранений и 200 пострадавших в столкновениях, когда из деревни Кубар вышел молодой человек и, стараясь оставаться незамеченным, направился в сторону еврейского поселения Халамиш.

Ворвавшись в дом Умар Эль Абад начал наносить удары ножом. Он убил 68-летнего главу семьи. Тяжело ранил его супругу. Убил их детей. Пятерых ещё совсем маленьких внуков невестка погибшего успела спрятать в соседней комнате и запереть дверь на ключ. Крики и звуки выстрелов услышали соседи.

Раненый террорист попытался броситься на прибывших на место врачей. Уже в израильской больнице на допросе он сообщит, что шёл мстить за Храмовую гору. В соцсетях появится заявление убийцы: "Чего стоит моя жизнь, когда убивают наших женщин и детей, когда оскверняют нашу Аль-Аксу?!"

Аль-Аксу не оскверняют, женщин и детей допускают к молитве. Временно, до прекращения беспорядков, к святыне пропускают лишь мужчин старше 50 лет. У израильской полиции нет намерений нарушить статус-кво, утверждают представители власти.

Ночной рейд армейского спецназа в арабской деревне Кубар. Арестован подросток, брат террориста, допрошены родственники и друзья. Произведены замеры дома — его взорвут, потому что отсюда пришёл преступник, убивший троих и ранивший ещё одного человека. Это приказ министра обороны Израиля Авигдора Либермана.

Кто-то считает, что это поможет остановить террор, кто-то, напротив, полагает, что эскалации насилия приведёт к новым жертвам и любая неосторожность способна полыхнуть смертельным пожаром в горячем воздухе неспокойного региона.