Тотальная распродажа: легендарный Запорожский автозавод отдали почти даром

На Украине набирает обороты тотальная распродажа. Киев объявил о продаже доли в восьми крупнейших энергетических компаниях. "Приват-банк" Коломойского сначала шумно национализировали, теперь приватизируют и тоже собираются продавать. А легендарный Запорожский автозавод отдали практически даром.

На Украине набирает обороты тотальная распродажа. Киев объявил о продаже доли в восьми крупнейших энергетических компаниях. Многострадальный "Приват-банк" Коломойского сначала шумно национализировали, теперь приватизируют и тоже собираются продавать. А легендарный Запорожский автозавод отдали практически даром.

Он продан по цене металлолома. Автомобильный завод — колыбель советского "народного автомобиля". АвтоЗАЗ. С 1960 года и до наших дней в Запорожье собирали самые доступные машины. Начинали с "горбатого" ЗАЗ 965. Гибрид Жука, с заднемоторной компоновкой от Фердинанда Порше и Фиата-600. Машина, микролитражка стоимостью чуть больше полутора тысяч рублей — считай, цена мотоцикла! На нее, действительно, можно было накопить.

Вот он в романтической комедии "Три плюс два" на фоне крымского побережья. А вот в комедии "Тридцать три" в сопровождении солидного ЗИМа... Следующая модель ЗАЗ 966 уже стоила больше 3 000 рублей, но все равно оставалась самой дешевой машиной. В народе его сразу нарекли "ушастым" — за своеобразные воздухозаборники по бокам.

"Новая модель значительно отличается от старой. Впрочем, посмотрите сами, не правда ли красивая машина? Современная. Элегантная. Безусловно, она завоюет симпатии многомиллионной армии автолюбителей!" — говорил в 1967 году с экрана телевизора молодой диктор Игорь Кириллов.

Для многих ЗАЗ — единственная возможность обладать личным автотранспортом. И этой идеологии Запорожский автозавод придерживался всегда. В восьмидесятых, к перестройке, ЗАЗ выпустил футуристичную "Таврию". И теперь за ней охотился советский покупатель, который понимал, что "Жигули" он купить еще долго не сможет. После развала Союза "Таврия" еще выпускалась. Потом была "Славута", а к концу девяностых завод стал собирать корейские ДЭУ, а позже "Шевроле". Но с каждым годом производство падало.

"Сокращение производства вдвое ожидает и Запорожский автомобильный завод. До конца 2013-го он изготовит 20 тысяч машин. Ранее ЗАЗ экспортировал до 50 процентов автомобилей, сегодня же — примерно 15", — это цитата из телесюжета 2013 года. Несколько раз конвейер на АвтоЗАЗе останавливался. В прошлом году ЗАЗовцы представили новую машину, призванную реанимировать украинский автопром — "Славута нова". Автомобиль был один в один китайский "Черри".

"Важным моментом является то, чтобы украинцы у себя, в своей стране, имели рабочие места", — говорил тогда, на ее презентации президент "Украинской автомобильной корпорации" Тариэл Васадзе.

Но конвейер по сборке "Славуты новы" так и не запустили. Завод залез в долги. Долги давали под залог имущества. И вот итог — Фонд гарантирования вкладов физических лиц рапортует о рекордной продаже на аукционе: "18 июля в системе ProZorro.Продажи состоялся успешный аукцион, в ходе которого был реализован лот по рекордной на данный момент цене — 243 675 000 гривен". Это неполных 9 миллионов долларов. Подается, как серьезная победа: "Это "точечные победы", которые не могут не радовать. И мы продолжаем работу над повышением общей эффективности продажи активов и испытываем новые подходы..."

Что входит в лот? А все, что связано с АвтоЗАЗом. Главный сборочный цех, ремонтно-строительные цеха, контрольно-пропускной пункт, административные здания, стоянки и склады, вся территория. А еще — конвейеры, сборочные линии, оборудование и тысячи машин на площадке. Больше двухсот мерседесов, 800 машин КИА, 400 — "Шевроле".

То есть, миллиардную сделку прокрутили за несколько миллионов. Старейшее машиностроительное предприятие Украины досталось предприятию "Юниверсум Финнанс", не имеющему к автопрому никакого отношения. И автопрома на Украине, похоже, больше не будет. А о "Запорожцах" будут вспоминать лишь любители старого советского "народного автомобиля"...

"ЗАЗ очень удобный автомобиль. На каждый день, для всей семьи. Машина для души. Машина выходного дня. Садишься, переносишься во времени. Понимаешь, что веё было по-другому. Но как-то более душевно. Ушла эпоха!" — остается сетовать владельцам "Запорожцев".