Румыния не пускает Дмитрия Рогозина, Молдавия – музыкантов и журналистов

Принять жесткие меры потребовал вице-премьер Дмитрий Рогозин: 28 июля, Бухарест не пустил в свое воздушное пространство самолет с российской делегацией, которая летела в Молдавию на переговоры. А накануне в аэропорту Кишинева развернули журналистку "России 24" Алину Хусаинову. В чем причина?

Принять жесткие меры потребовал вице-премьер Дмитрий Рогозин: в пятницу, 28 июля, Бухарест не пустил в свое воздушное пространство самолет с российской делегацией, которая летела в Молдавию на переговоры. А накануне в аэропорту Кишинева развернули журналистку телеканала "Россия 24" Алину Хусаинову. В чем причина?

— Паспорт я свой не увидела, мне сказали, что мне таможенник отдаст его в Москве. Сейчас сказали стоять у двери, чтобы выходить первой.

Попросили из очереди, завели в кабинет — для россиян в молдавском аэропорту есть специальный, — и через час — билет обратно. Самое короткое в жизни зарубежное турне для нашего корреспондента Алины Хусаиновой ограничилось просмотром достопримечательностей взлетной полосы.

"Они сказали, что выяснили, что я журналист, и во въезде мне отказано. То есть, это не депортация. Они предложили пойти и купить тут же билет на ближайший рейс", — рассказывает сама журналистка.

В паспорте — только перечеркнутая печать. Какие у запрета последствия, неясно. В январе 2016-го такой же разворот на границе закончился для нашего коллеги Александра Балицкого пятилетним эмбарго на въезд. А в 15-м так же внезапно закончились командировки сразу двух съемочных групп ВГТРК.

К лету года нынешнего устраивать молдавских пограничников перестали уже поэты-песенники. В четверг из страны депортировали сразу 25 российских артистов, которые ехали на празднование годовщины начала миротворческой операции в Приднестровье. Накануне до Кишинёва не долетел и вице-премьер Рогозин.

"Конечно, так поступать нельзя. Этот праздник — 25 лет миротворцам — это праздник, объединяющий нас. Кто-то постоянно говорит о каком-то объединении, но я всегда говорил, что это — просто слова. Сейчас мы видим, как на самом деле хотят с нами объединяться. Хотят ликвидировать российского миротворца здесь, на берегах Днестра, ведут все к эскалации конфликта", — говорит президент Приднестровья Вадим Красносельский.

Комментируя "абсолютно неуместное", как назвал его сам румынский министр, заявление Дмитрия Рогозина о возможном ответе России, глава оборонного ведомства почему-то решил озаботиться непрофильной отраслью.

"Не думаю, что мы должны превращать это в дискуссию, с нашей стороны было бы ошибкой пытаться различными заявлениями раздувать заявления других. Думаю, что мы должны заниматься нашими делами, обеспечивать экономическое развитие", — заявил министр обороны Румынии Адриан Цуцуяну.

После, видимо, вспомнив о должности, все же добавил, что Румыния должна сдерживать враждебные действия и быть в максимальной безопасности. Какую именно угрозу державе нес в себе пролетавший мимо гражданский самолет, так и осталось тайной.

"Они поставили под угрозу пролет гражданского самолета — а иных вариантов долететь туда нет, чартер туда они не пропускают, военные борты, как вы знаете, не пропускают. Поэтому мы договорились — это было негласное соглашение, — что мы туда летаем гражданскими самолетами. И уже летали несколько раз. Тем не менее, они эту провокацию совершили. И не только по отношению ко мне, но и по отношению к молдавским гражданам, которые летели со мной этим самолетом", — говорит Дмитрий Рогозин.

Впрочем, угроза румынским чиновникам, похоже, действительно была — правда, карьерная. Уже год в стране развернута новая база ПРО НАТО. А три недели назад вроде бы не окруженная врагами и не самая богатая страна заявляет о намерении купить у США комплексы Patriot на 4 миллиарда долларов. Кому в этой ситуации положено "танцевать девушку", объяснять не нужно.

Но если дружбы от румынского руководства в Москве не ждут уже давно, то с близкой нам Молдавией все несколько сложнее.

"Я думаю, что здесь несколько сторон и несколько заинтересантов, интересы которых сложились одномоментно. Во-первых, это, конечно, мафиозная группа, которая стоит за правительством Молдовы и которая понимает, что у нее довольно таки сложные проблемы сейчас с законом. Им нужно было как-то стать на одну сторону баррикад с Западом. То есть, именно они стояли за организацией провокаций против наших артистов, миротворцев", — говорит Рогозин.

Каким должен быть ответ на провокации, Дмитрий Рогозин так и не сказал. Но вот обычных граждан он точно не затронет.