Тема:

Венесуэла после Уго Чавеса 4 месяца назад

Расколотая Венесуэла готовится к выборам

В Венесуэле, в воскресенье, 30 июля — выборы в Конституционную Ассамблею. И если они все-таки состоятся, то пройдут в очень непростой обстановке. В Каракасе снова вспыхнули столкновения между оппозицией и нацгвардией. Что происходит сейчас в стране?

В Венесуэле, в воскресенье, 30 июля — выборы в Конституционную Ассамблею. И если они все-таки состоятся, то пройдут в очень непростой обстановке. В Каракасе снова вспыхнули столкновения между оппозицией и нацгвардией. Что происходит сейчас в стране?

Каракас разделен на два лагеря. В одном из них ни гром, ни молния не остановят партию. В другом же ни слезоточивый газ, ни пули не остановят сопротивление. Мирные же жители утверждают, что уже не важно, кто победит — левые или правые. Лишь бы не было войны.

Выходные прошли спокойно, но к среде в деловой части города начались столкновения. Это традиционное место встречи сторонников оппозиции. Национальная гвардия контратакует: сначала газовые гранаты, потом резиновые пули. В ожидании интервью с лидером протестующих мы стали свидетелями очередного вооруженного конфликта, в результате которого погиб человек.

"Мы защитим жилищную программу Боливарианской республики! Что бы ни случилось, 30 июля Конституционная Ассамблея состоится!" — говорит один из уличных агитаторов.

Речь мэра Каракаса Хорхе Родригеса, пронизана убежденностью. Кажется, ничто не сможет заставить его отказаться от проведения выборов в новый парламент. А между тем, это решение президента уже повлекло за собой цепь необратимых последствий.

"Я буду повторять слова президента вплоть до воскресенья 30 июля: дождь ли, гром ли или молния, Конституционная Ассамблея состоится! И я знаю, что мы добьемся как минимум 90-процентной явки на избирательные участки", — говорит мэр.

Каракас уже несколько месяцев охвачен восстанием, и конца-края этому не видно. Только теперь в роли революционеров выступают представители оппозиции. На этот раз они перешли от уличных протестов к политическим действиям.

"Своим голосованием народ Венесуэлы чисто математически отверг Николаса Мадуро — а это именно то, чего он боялся. Именно поэтому он не дал провести официальный референдум о недоверии президенту. Именно поэтому правительство больше никогда не захочет проводить свободные выборы", — говорит спикер Национальной ассамблеи Венесуэлы, депутат от оппозиционной коалиции Хулио Борхес

После проведения негласного плебисцита противники Мадуро призвали венесуэльцев к "парализации" страны. И в то время как накануне воскресных выборов граждане репетируют 48-часовой бойкот, представители оппозиции пытаются создать параллельное правительство.

"Цель одна: чтобы Мадуро ушел, а его диктатура закончилась. Нас убивают в родной стране, и важно, чтобы в мире об этом знали. Это проблема мирового масштаба, потому что если здесь установится этот режим — он вскоре завоюет весь мир. Конституционная Ассамблея принесет голод, авторитарную власть и репрессии. И можно будет забыть о тех крохах свободы, которые у нас пока еще остались", — говорит координатор оппозиционного движения Аугусто.

Центр закрыт для машин. Раненых забирает мотоцикл скорой помощи. Только за последние четыре месяца в ходе протестов погибло сто и пострадало около тысячи человек. В основном молодежь и студенты — ведь университеты сейчас не работают. Кажется, что рецепт коктейля Молотова известен уже любому подростку. Правда, все эти события никоим образом не влияют на решительность сторонников Николаса Мадуро. Страна расколота. Пока оппозиция бойкотирует его, сторонники вышли на работу.

"То, что они перекрывают все дороги, препятствуют передвижению по городу мирных граждан — это просто бандитизм! Но они знают, что с приходом Ассамблеи этому придет конец", — говорит Делси Родригес, в 2014-2017 годах — министр иностранных дел Венесуэлы.

Главный аргумент в пользу сподвижников Мадуро — закрепление права собственности на предоставленное беднякам жилье. Эти дома легко узнать по подписи Уго Чавеса, который начал жилищную программу. А после его кончины кроме подписи появилось и "всевидящее око" — взгляд вождя, ставший символом нового социализма.

"Бедняки могут переехать из аварийного жилья в новые дома. Их строят по социальной программе "Жилищная миссия". Люди уже получили миллион сто пятьдесят тысяч квартир", — рассказывает жительница дома для жертв наводнения Лисбет Дуарте.

Все это — потенциальные сторонники Мадуро. В Каракасе очень плохо с жильем, и власти предоставляют его практически бесплатно. А Конституционное собрание должно гарантировать, что его больше никто не отнимет.