Санкции с особым цинизмом: США показали Европе, с кем ей торговать

Расширение пакета антироссийских санкций было обставлено с таким цинизмом, какого еще не было в новейшей истории. Ранее, продвигая свои интересы, американцы старались предоставить хотя бы какие-то обоснования – трясли с трибуны ООН пробирками или, по крайней мере, рассуждали о борьбе за демократию или права человека.

Расширение пакета антироссийских санкций было обставлено с таким цинизмом, какого еще не было в новейшей истории. Ранее, продвигая свои интересы, американцы старались предоставить хотя бы какие-то обоснования — трясли с трибуны ООН пробирками или, по крайней мере, рассуждали о борьбе за демократию или права человека.

В этот раз упаковать свои притязания в подобающую обертку Вашингтон даже не счел нужным. На обозрение всей планеты США выкатили голые претензии на право решать, кто и с кем должен торговать и какие товары покупать.

Еще один адресат этого послания, кроме России, — Европа. Это единственный богатый и одновременно зависимый от США рынок. Если просто, то Вашингтон поставил ЕС перед фактом: отныне покупать вы будете не российский природный газ по 200, а американский сжиженный — по 500.

"В ситуации паразитической экономики производителей как таковых особо и нет в Соединенных Штатах, потому что есть управляющий сектор, раздутый финансовый сектор, производство очень сильно зависит от китайских товаров, вообще от китайской экономики, а производители по сути дела сводятся как раз к энергетическим компаниям — к добытчикам сланцевого газа, к его переработке и поставке. И вот как раз они выходят на поверхность через эти санкции. И Трамп вынужден с ними считаться. Не потому что его нагнули, а потому что это тоже его электоральная база", — комментирует Владимир Лепехин, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня".

И никаких вам обоснований или, тем более, компенсаций. В последний раз столь оголтело американцы действовали 65 лет назад — и то это касалось не международной, а внутренней политики. Речь о временах маккартизма — это когда вся американская элита, перепугавшись темпов послевоенного восстановления Советского Союза и революции в Китае, бросилась охотиться на коммунистов внутри США.

Доходило до чистого безумия. Сенатор Джозеф Маккарти, основавший это движение, разработал 14 признаков, по которым государство могло обвинить человека в симпатиях к коммунизму. Под эти признаки попадала большая часть американцев. Жертвами развернувшихся политических репрессий стали не только тысячи рядовых граждан, но и многие знаменитости. Среди них, к примеру, Чарли Чаплин. Его вина заключалась в том, что в 1942 году он выступал за открытие второго фронта. Спустя 10 лет на этом основании его объявили латентным коммунистом, а когда великий актер выехал в Лондон на премьеру своего нового фильма, обратно в США его уже не пустили.

Союзники Вашингтона на происходящее смотрели если не с одобрением, то явно с пониманием — коммунистическая идеология в 50-х победно шагала по планете, и речь в той ситуации шла о защите самого образа жизни американцев, британцев, французов и всего Запада.

"После войны победивший Советский Союз стал альтернативой всему западному миру. Более того, когда мы вышли на ядерное оружие, то со своей сферой влияния, определённой тремя подписями — Сталина, Рузвельта и Черчилля в Ялте — мы стали как будто равновеликой всему совокупному Западу геополитической силой с собственным видением будущего мира. И это уже делало нас противником", — говорит Наталья Нарочницкая, президент Фонда изучения исторической перспективы.

Штаты, ставшие после распада Советского Союза единственной сверхдержавой, до сих пор не желают расставаться с этим статусом. По этой причине американская элита не приемлет и идею многополярного мира, в котором нужно будет не диктовать, а договариваться.

"Соединенные Штаты по политическим причинам, связанным, прежде всего, с желанием США сохранить свое глобальное доминирование, которому мешает поднимающаяся Россия, создают по максимуму экономические проблемы для нашей страны. Они достаточно болезненные, хотя я не могу сказать, что они носят какой-то всеобъемлющий, действительно неприятный для нас характер. Да, они неприятные, но это не приведет к сокращению роста нашей экономики. Это не вызовет каких-то проблем на российском рынке. Россия — слишком большая экономика", — уверен Вячеслав Никонов, председатель правления фонда "Русский мир", политолог.

В XX веке США несколько раз убеждались в том, что непоправимый вред нашей стране их санкции нанести не могут. Однако уроки прошлого впрок не пошли. В том числе и те, что касаются маккартизма. Политическая карьера Джозефа Маккарти завершилась крахом. Он в одночасье стал изгоем. Дошло до того, что когда сенатор выходил на трибуну, другие парламентарии в полном составе покидали зал вместе с журналистами, и выступать ему приходилось в одиночестве. В итоге маниакальный антикоммунист Маккарти спился и умер как законченный алкоголик — от цирроза печени, даже не дождавшись окончания своих полномочий.

Теперь вот новые маккартисты сделали хромой уткой Трампа. Его полномочия сузили так, что во внутренней политике лишили рычагов для торга с демократами, а на международной арене лишили маневра. И если Трампу в этой ситуации остается лишь посочувствовать, то сегодняшним маниакальным последователям алкоголика Маккарти в Сенате остается лишь пожелать здоровья.