Новосибирские филологи нашли на Алтае копию сочинения Ивана Грозного

Рукопись нашли студенты НГУ в Бийском музее, проходившие в музее практику. Страницы были вклеены в печатную книгу, в прошлом принадлежавшую староверам, рассказали в пресс-службе вуза.

Новосибирские филологи нашли на Алтае копию сочинения Ивана Грозного, об этом сообщает пресс-служба НГУ. Старинный Часовник в темном от времени кожаном переплете в музей принесла 85-летняя жительница Бийска. Часовник — это сборник молитв, которые принято читать в течение суток. О книге, сохранившейся в семье, женщина смогла рассказать немногое: осталась еще от родителей, которые приехали из Владимирской области. Женщина отнесла Часовник в Музей истории Алтайской духовной миссии. Там хранится коллекция рукописных и печатных книг XVII–XX вв., собранная учредителями музея.

Часовник достался Софье Сугачевской, студентке-второкурснице филологического отделения Гуманитарного института НГУ. Она и обнаружила вклеенные в печатное издание рукописные страницы.

"По совету преподавателей, я попыталась понять, включена ли рукописная часть в состав книги взамен утраченных печатных листов или представляет собой особую вставку. Я поняла, что имею дело с двумя отдельными текстами, вплетенными в основной блок книги. По-видимому, их переписывали разные люди, т.к. почерк в написании сложных литер, на первый взгляд, отличался один от другого" — говорит Софья.

Установление авторства произведения литературы, времени и места его создания — сложный процесс, но филологи сумели через несколько дней понять, что две вставки в Часовник являются рукописными копиями известных сочинений второй четверти XVI и первой четверти XVII в. Оба текста представляют собой образцы гимнографии — основной формы стихотворного творчества в древнерусской литературе.

Первый из них, "Канон Ангелу Грозному воеводе" в рукописях известен под авторством Парфения Уродивого. Этим же именем подписано сочинение, посвященное полемике, которую вел царь Иван Грозный с чешским пастором Яном Рокитой. Уже в XIX веке возникло предположение, что Парфений Уродивый — псевдоним самого царя.

Работая над Часовником, филологи пришли к выводу, что рукописные вставки были сделаны в книгу почти 100 лет спустя. Об этом говорит и характер бумаги — очень важный параметр для специалистов. XX веке это предположение было научно обосновано академиком Д.С. Лихачевым, издавшим сочинение в серии "Памятников литературы Древней Руси" наряду с другими стихотворными произведениями самодержца.

"В каноне молящийся обращается к ангелу — "Грозному воеводе Небесного Царя", который встретит его душу после смерти и поведет на суд. Канон подчеркивает страх автора перед ангелом "грозным и смертоносным". Этот канон не был известен в изданиях Московского печатного двора, а существовал исключительно в рукописной традиции и был тщательно сохраняем в среде русских старообрядцев. В целом, этот текст, литературно индивидуальный, окрашенный чувствами самого автора, выявляет в Грозном талантливого поэта и знатока гимнографии, — говорит доцент кафедры древних литератур и литературного источниковедения ГИ НГУ Валентина Мельничук

Работая над Часовником, филологи пришли к выводу, что рукописные вставки были сделаны в книгу почти 100 лет спустя.