Из добровольцев в бомжи: Киев отвернулся от российских наемников

На улице, без денег и документов – в такой ситуации сегодня оказались многие россияне, которые отправились воевать в Донбасс на стороне украинских националистов. Официальный Киев от них отвернулся, даже на медицинскую помощь им рассчитывать не приходится. Наемники нацбатальонов превратились в бомжей.

На улице, без денег и документов — в такой ситуации сегодня оказались многие россияне, которые отправились воевать в Донбасс на стороне украинских националистов. Официальный Киев от них отвернулся, даже на медицинскую помощь им рассчитывать не приходится. Наемники нацбатальонов превратились в бомжей.

"Я с 2014 года бомж. С помощью ребят только живу", — признается Вячеслав.

Это гражданин России Вячеслав, которого на Украине больше знают по прозвищу Гренадер. О своем плачевном положении журналистам Незалежной рассказал в надежде, что правительство страны, за которую он воюет вот уже третий год, услышит его чаяния.

"Круглые сутки свистят пули, а тебе говорят, что могут депортировать. Куда? Туда? Понятно, что там я уже не жилец буду", — опасается ветеран АТО Артём Устинов.

Артём Устинов получил украинское гражданство за свои боевые заслуги перед Украиной. Он, как и Вячеслав, бросив все на родине, уехал добровольцем воевать в Донбасс, только на стороне националистических украинских батальонов. В первом же бою под Донецком получил ранение, потом был награжден Орденом мужества. И это, скорее, везение, чем правило. Большинство таких добровольцев, желающих помочь украинской власти расправиться с жителями непокорного Донбасса, так с 2014 года до сих пор находятся на нелегальном положении. Даже на службу в армию Украины их теперь не берут.

Самурай 15 месяцев на передовой.

"Для того, чтобы по новому закону Украины мне подписать контракт с ВСУ, мне необходимо пойти в российское посольство и взять там справку, что я там не судим. Мы посмеялись с командиром. Я так и остался на передовой добровольцем", — говорит Самурай.

Новые жесткие правила сделали из добровольцев по сути бомжей, которые с российским паспортом остаются на территории Украины фактически на положении нелегалов. Выйти из серой зоны можно, говорят юристы, только нужно предоставить справку из российского посольства о том, что не было судимостей.

"Получить эту справку они боятся потому, что для этого надо пойти в российское консульство или посольство. И там решить вопрос о такой справке. Но для того, чтобы пойти, надо быть уверенным, что ты оттуда выйдешь", — полагает политолог Михаил Погребинский.

Против большинства таких добровольцев в России уже возбудили уголовные дела по разным статьям. Вячеслав с позывным Гренадер боится даже близко подходить к российскому консульству, чтобы его не арестовали.

"Следственный комитет России завел на меня уголовное дело. Я зайду на территорию – меня сразу арестуют", — говорит Вячеслав-Гренадер

Без документов все герои Украины с российскими паспортами не могут официально устроиться на работу, обратиться за медицинской помощью и уж тем более рассчитывать на денежное довольствие. Власти страны делают вид, что этих людей просто не существует.

"Украинская власть не хочет брать на себя ответственность. И этот вопрос не является недоработкой или равнодушием, скорее всего, скажем так, это целенаправленная политика, направленная на то, чтобы ни нашим ни вашим: не иметь в будущем проблем с Российской Федерацией по выдаче этих людей. Возможно, это умывание рук. Просто умыли руки", — предполагает министр культуры России Владимир Мединский.

Сейчас таким бойцам АТО помогают волонтеры, которые собирают одежду, продукты и деньги. Что касается официального Киева, то он и о ветеранах АТО с украинским-то гражданством не особо заботится.