Чтобы прорваться в Европу, мигранты штурмом берут стены

Одним из стартовых пунктов, откуда подобные лодки отправляются через Средиземное море, давно стал испанский анклав Сеута в Марокко, где берега европейского и африканского континента находятся максимально близко.

Австрия приняла решение усилить контроль на восточных и южных границах из-за увеличения числа мигрантов. Во Франции громкий судебный процесс — местного фермера приговорили к условному сроку за помощь нелегалам. На этой неделе все европейские телеканалы облетели кадры с одного из популярных испанских пляжей в районе города Кадис в Андалусии: десятки мигрантов, не дожидаясь пока лодка причалит, попрыгали в воду и бросились в рассыпную, чтобы затеряться на курорте.

Одним из стартовых пунктов, откуда подобные лодки отправляются через Средиземное море, давно стал испанский анклав Сеута в Марокко, где берега европейского и африканского континента находятся максимально близко.

Волна за волной на испанской границе начался шторм. Сотни мигрантов пытаются прорваться в ЕС. Ежедневно в ночи по 5-6 штурмов, на той стороне людей скопились тысячи. "Вчера еще около 600 пытались вбежать сюда, но их уже остановили марокканские пограничники, а потом и местные, часть поймали, потом посадили в грузовики и вывезли обратно", — рассказал Абдель Рахман Ларби Латиф.

Кто ушел от пограничников, попадает в центр для беженцев, сами они называют его тюрьмой. Из-за наплыва мест на всех уже не хватает, пришлось даже разбить временные палатки, спят по 10 человек в комнате, при этом имеют трехразовое питание, душ и одежду бесплатно.

"Иногда нам не нравится еда, которую дают, иногда вкусно, конечно, но не всегда. Тогда мы идем в ресторан всем кругом друзей, те, кто курят — там курят, кто пьет — иногда напиваются, но главное, вернуться ночевать, чтобы потом не было проблем с местными", — рассказал Жуньор Фрамбука.

Но есть и такие, кто спит под открытым небом, в Сеуте немало недостроенных домов или заброшенных помещений. Алжирец Хаким показывает бетонную дыру, где прячутся на ночь десятки человек. Иногда полиция устраивает рейды, и приходится бежать.

- Я приехал сюда в поисках лучшей жизни, у меня в стране мне нечего делать, мне уже 28 лет, у меня нет ни дома, ни машины, ни жены, ни работы.

- А что ты хочешь тут делать?

- Искать свое будущее, хочу, чтоб у меня все было, как у обычных людей.

Матрасы и одежду оставляют на солнце, чтобы они подсушились после влажных ночей. Зарабатывают на жизнь охраной машин, торговлей наркотиками или простым грабежом.

Эти ребята пришли из камеруна, молодые, крепкие, говорят, что дорога была не из простых. Чем темнее кожа, тем выше ценник у проводников и мафии. Способов переправки масса — моторные лодки, фальшивые паспорта, пешком или в машине, будь то в багажнике, под сидениями или даже в бардачке. Цена от нескольких сотен до 6 тысяч евро.

"Сначала идешь через пустыню, где нет ни воды, ни еды, в Алжире еще можно подзаработать, снять жилье, найти пропитание, а в Марокко наоборот. Максимум, на что можно рассчитывать ,— стоять на светофоре и просить по одному дирхаму", — говорит Жимбо Абдульрахман.

В лесах Марокко они могут провести по несколько месяцев, в случае облавы прячутся в пещерах. До места сбора нужно идти пешком около 15 километров, обходя дороги и не попадаясь на глаза местным жителям, которые часто сообщают в полицию. Группы делят по национальному признаку.

Им нужно перепрыгнуть две шестиметровые стенки с колючей проволокой. Когда набирается критическая масса, они идут на прорыв. Ликование на испанской стороне. Беженцы уже никуда не торопятся, лежат на асфальте и отдыхают. Сотрудники "Красного креста" им и пот со лба оботрут, и раны аккуратно перевяжут, и водой из бутылки заботливо напоят.

Испанцы решили закрыть границу для торговцев — досматривать товар некому, все силы бросили на охрану рубежей. Марокканец Хизам терпит убытки, дома его ждет беременная жена, а он вот уже 4 дня не может вернуться обратно. Спать приходится на картонках. Магазины на рынке прямо под стенами бетонного пограничного забора в большинстве своем закрыты.

Около двухсот человек просто бегут мимо растерянных испанских стражей порядка — это запись с камеры наблюдения. Жалкие попытки остановить хотя бы одного дубинкой, тщетно, затем в ход идут ноги. Но в итоге полицейский получает сильный вывих. Местные жители прозвали это па неудачным ударом Месси.

Так уж получается, что наплыв беженцев в Сеуте резко возрастает всякий раз, когда между Марокко и ЕС портятся отношения. В этот раз Западная Сахара через Люксембургский суд пытается аннулировать договор с Евросоюзом о праве на вылов рыбы в ее водах, которые Рабат считает своими. Иск, скорее всего, будет удовлетворен, но у Испании еще есть несколько месяцев, чтобы повлиять на ход дела. В противном случае Марокко грозит использовать свой рычаг и оставить миграционный вентиль открытым.