Федор Юрчихин и Сергей Рязанский выйдут в космос, запустят спутники и возьмут мазки


Global Look Press

В четверг россияне Федор Юрчихин и Сергей Рязанский впервые за полтора года выйдут в открытый космос. Они проведут работы на внешней поверхности российского сегмента МКС. На это потребуется около шести часов.

Россияне Федор Юрчихин и Сергей Рязанский в четверг впервые за полтора года выйдут в открытый космос. Они проведут работы на внешней поверхности российского сегмента МКС. На это потребуется около шести часов. Космонавты, в частности, вручную запустят несколько наноспутников и возьмут мазки с поверхности станции для поиска микробных загрязнений. Заодно Юрчихин испытает скафандр нового поколения "Орлан-МКС", оснащенный автоматизированной системой терморегулирования, передает телеканал "Россия 24".

"Орлан-МКС" — шестое поколение скафандров "Орлан". Аббревиатура "МКС" в данном случае расшифровывается как "модернизированный, компьютеризированный, синтетический". Скафандры орбитального базирования постоянно совершенствуются, но основа остается неизменной — полужесткой. Корпус и шлем выполнены из алюминиевого сплава в виде единого жесткого корпуса – кирасы, а оболочки рук и ног изготовлены из мягкого материла. Скафандр многослойный: внешняя ткань, потом слой экранно-вакуумной теплоизоляции, потом силовая оболочка, потом герметичная. Для обеспечения хорошей подвижности при избыточном давлении скафандр снабжен гермоподшипниками и мягкими шарнирами.

"Орланы" не надевают, в них входят через заднюю дверь, напоминающую дверцу холодильника. В ранце скафандра размещена автономная система обеспечения жизнедеятельности. При интенсивной работе космонавт выделяет до 800 Вт тепла. Этого хватит, чтобы зажечь 8 лампочек. Иногда работа за бортом идет так напряженно, что о необходимости регулировки температуры могут забыть даже очень опытные космонавты и вспомнить только тогда, когда пот уже заливает лицо или пальцы рук и ног коченеют.

В "Орлане-МКС" требуемый микроклимат поддерживается автоматически. Система сама определит, в каком режиме трудится человек, чтобы не допустить перегрева или охлаждения.

"В зависимости от энергозатрат регулирует температуру воды на входе в систему водяного охлаждения. Тяжелее работает понижает температуру. Отдыхает — повышает. И на всех уровнях физической нагрузки поддерживаются комфорнтые условия", — говорит Геннадий Глазов — главный специалист по испытанию и эксплуатации космических скафандров НПП "Звезда" им. академика Г.И.Северина.

В "Орлане используются новые материалы. Резиновые гермоболочки заменены на полиуретановые. В результате новую экипировку можно будет гарантированно эксплуатировать не четыре года, как старые модификации, а шесть-семь, причем количество выходов в космос увеличивается с 15 до 20. Ведь полиуретановые материалы гораздо долговечнее, износоустойчивее резины, которая быстро стареет и грубеет.

В скафандре космонавт шагает в открытый космос, не опасаясь ни вакуума, ни перегрева на солнечной стороне орбиты, где температура достигает плюс 120 градусов, ни жуткого холода до 120 градусов мороза на теневой стороне. Чтобы обеспечить такую защиту, новый "Орлан-МКС", как и его предшественники, состоит из нескольких оболочек. Снаружи предусмотрена дополнительная, в том числе микрометеоритная защита: несколько слоев экранно-вакуумной теплоизоляции.