ЕГЭ против золотых медалей. Реплика Максима Кононенко

Когда вместо золотых медалей был придуман пусть и не лишенный недостатков механизм хоть как-то оценивать реальные знания - ЕГЭ - началась большая истерика. Не потому ли, что никаких реальных знаний и нет?

В России - ужас и паника. Выпускники средних школ сдают Единый государственный экзамен. Родители все как один встали в ряды несогласных с нововведением. Подаются судебные иски, проводятся ток-шоу и радиопередачи. Единый государственный экзамен убивает творческую инициативу - утверждают педагоги. Единый государственный экзамен невозможно сдать - вопиют выпускники. Единый государственный экзамен - последний гвоздь в крышку гроба российского образования - подытоживают журналисты.

А я, как обычно, вспоминаю свое счастливое советское детство. Я учился в школе при Кольском филиале Академии наук. То есть - в академической школе. И в вестибюле этой школы висела доска почета. На которой были перечислены все золотые медалисты за всю двадцатилетнюю историю учебного заведения. Знаете, сколько их было? Их было шесть. За всю историю школы. А потом, как говорится, все изменила революция.

После падения СССР я с удивлением стал то тут, то там слышать о пяти золотых медалях в одном выпускном классе. О десяти медалях. Удивительно - думал я. - При советской власти можно было получить золотую медаль только тогда, когда ты все 10 лет имел в четвертях и за год только отличные оценки. Неужели все эти многочисленные золотые медалисты все 10 лет проучились на одни пятерки? Почему же до 91 года было так мало людей, которые учились на одни пятерки, а после 91 года их стало так много? Неужели же дети так поумнели после падения коммунизма?

Нет, дети не поумнели. Поумнели родители, вдруг понявшие, что с золотой медалью в институт можно поступить без экзаменов. А институт - это спасение от армии.

Одновременно с этим поумнели и педагоги, понявшие стремление родителей оградить своих детей от армии. На спрос возникло предложение, определились цены.

В результате детей удавалось спасти от призыва, но ценность российского среднего образования стала равна нулю. Не потому что плохо учили, нет. А потому что не было критериев оценки. Согласитесь, что 10 золотых медалей в классе из 20 человек - это не оценка. Это шизофрения.

И теперь, когда был придуман пусть и не лишенный недостатков механизм хоть как-то оценивать реальные знания - началась большая истерика. Не потому ли, что никаких реальных знаний и нет?

Реплика Максима Кононенко на радио "Вести ФМ"