Барьер для террора: опыт Ниццы, Берлина и Лондона не помог предотвратить трагедию в Барселоне

Читайте нас в Telegram

Теракты в Испании заставили вновь усомниться в способности западных спецслужб эффективно противостоять терроризму. Несмотря на то, что подобные наезды на пешеходов за последние три года только в Европе происходили 8 раз, Барселона стала девятой, никаких мер безопасности на главной туристической улице города предпринято не было.

Террористы ударили в самое сердце — бульвар Рамбла соединяет центральную площадь Каталонии с площадью Колумба, расположенной на берегу моря. В сезон ежедневно по Рамбле гуляют не менее 100 тысяч человек. Длина — чуть больше километра, террорист успел проехать почти половину.

К тому же бульвар имеет множество пересечений, попасть на машине на него можно с любой из этих улиц.

Террорист заехал со стороны площади Каталонии. Здесь нет никаких заграждений, только памятник и светофор. Небольшой фургон был выбран, видимо, чтобы пройти в этот промежуток.

Дальше по ходу движения пешеходная зона ничем не отгорожена от автомобильной. Фургон специально ехал зигзагом, чтобы поразить как можно больше людей.

"Очень узкие улицы в Испании, а в Барселоне — тем более. Увернуться на этой улице, спастись, очень трудно. Я не вижу лучшего способа, чтобы оградить от терактов, это сделать до того как — чтобы получить информацию о том человеке, получить информацию — кто берет грузовик или фургон. И это вызывает опасения людей, кто этот грузовик сдает", — подчеркивает президент ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров.

Вспомним аналогичный теракт в Берлине в декабре 2016 года. Рождественская ярмарка зажата между двумя автодорогами. И террорист въехал на нее беспрепятственно. Сегодня зона огорожена большими бетонными блоками.

Вестминстерский мост в Лондоне, где под колесами погибли четыре человека, сегодня выглядит так: разграниченные полосы и высокие бетонные бордюры.

Самый кровавым стал Promenade des Anglais в Ницце. 86 погибших в главный национальный праздник — День взятия Бастилии. Сегодня на Английской набережной установлены, пожалуй, самые эффективные средства защиты — болларды, которые опускаются только для проезда спецтехники.

Но ведь есть еще Ватикан — те же сотни тысяч туристов и всего лишь легкие металлические загородки, которые легко собьет даже легковой автомобиль. Или Таймс-сквер в Нью-Йорке.

В России защищенность пешеходных зон рассматривается на примере московского Арбата.

"Установлены бетонные столбы, которые будут большой помехой для въезда транспорта на пешеходную улицу, — проводит инспекцию ветеран спецподразделения "Альфа" полковник Алексей Фролов. – Здесь – выезжающие столбы. Сейчас они опущены, но будем думать, что они должны подниматься. Дальше снова идут бетонные заграждения. Дальше по Старому Арбату на пересечении с Новопесковским переулком видим, что здесь системы защиты вообще отсутствуют. И здесь стоят машины, которые в любую секунду могу выехать на Арбат".

"Закрыть все пешеходные зоны нельзя. Ярмарки сегодня закрываются и огораживаются всяческими надолбами, чуть ли не противотанковыми, чтобы там не появлялись такие непонятные машины или понятные машины, которые могут причинить вред пешеходам. Но закрыть все — это невозможно", — подводит итог ветеран группы специального назначение "Вымпел" Валерий Киселев.

Невозможно потому, что на пешеходных зонах находятся гостиницы, магазины, обязательным должен быть проезд для пожарных машин и скорых. На испытаниях видно, что выезжающие столбы болларды срабатывают весьма неплохо. Но в любом случае главной защитой от терактов будет работа спецслужб.

Сегодня