Тема:

Серия терактов в Испании 6 лет назад

Испанские террористы оказались детьми

В Испании вспоминают жертв страшного теракта, который потряс весь мир. В Барселоне в соборе Sagrada Familia прошла служба, на которой присутствовали король Филипп VI и премьер министр Мариано Раной. Боевики действовали по уже отлаженной в Европе схеме: курорт — автомобиль — оживленная пешеходная зона. Результат — десятки погибших и пострадавших. Уже известно, что нападение готовили в 200 километрах от столицы Каталонии, в Альканаре.

В Испании вспоминают жертв страшного теракта, который потряс весь мир. В Барселоне в соборе Sagrada Familia прошла служба, на которой присутствовали король Филипп VI и премьер министр Мариано Рахой. Боевики действовали по уже отлаженной в Европе схеме: курорт — автомобиль — оживленная пешеходная зона. Результат — десятки погибших и пострадавших. Уже известно, что нападение готовили в 200 километрах от столицы Каталонии, в Альканаре.

По первоначальному замыслу террористы должны были взорвать несколько бомб, нанеся максимальный ущерб городу, его жителям и туристам, причем одной из целей должен был стать как раз символ столицы Каталонии Sagrada Familia. Главный подозреваемый — водитель белого фургона — в бегах. В полиции заявили — и это уже точно — исполнитель действовал в одиночку. Всего же террористическая ячейка состояла из 12 человек. Называется и имя возможного организатора теракта — это имам из города Риполь Абдельбаки эс-Сати. Его мечеть очень популярна именно среди марокканцев. Собственно, и следы преступников ведут в Африку, в Марокко.

Окраина города Риполь. Полтора часа езды от Барселоны. Террорист по имени Муса Укабир жил здесь в одном из домов. Жил он в квартире на первом этаже. Сломан замок. Если присмотреться, видно, что внутри находятся кровать, сумка, брошенные джинсы, то есть, судя по всему, здесь проводили обыски. Внутри все перевернуто.

Пачки литературы с закладками, запакованная газовая печь. Фотография молодого парня в религиозных одеяниях, словно ребенка: судя по всему, это именно Муса. Ему было 17. Здесь он жил с сестрой и мамой.

На четвертом этаже этого же дома жил еще один предполагаемый террорист — Мухамед Хишами. Дверь его квартиры даже не опечатана, в доме нет полицейских.

Центр Барселоны. 16:50 по местному времени. Белый фургон вылетает на главную туристическую магистраль в том месте, где плавный заезд, ему даже не приходится штурмовать бордюры. Дальше — педаль в пол, и зигзагами вниз. Начинается страшное.

Единственные кадры, по которым можно понять, насколько быстро несся грузовик. Люди — врассыпную, кто-то хватает коляску и уворачивается в последний момент. Те, кто не увернулись от ударов бампером, взмывают в воздух. Почти у всех разбиты головы — не успевали даже руки перед собой вытянуть.

Проехав по Рамбле 530 метров, фургон со смятым капотом останавливается, причем не от какого-нибудь столкновения, а самостоятельно. Водитель выходит из машины, теряется в толпе. По версии следствия, он спускается в метро, выходит через несколько станций, садится в другую машину и едет на север. Есть фотография фургона, который припарковался перед местной забегаловкой в городе Вик, что в 80 километрах от Барселоны.

Во втором фургоне не было обнаружено ни оружия, ни взрывчатки. Эта машина была нужна террористам, чтобы скрыться. Они хорошо понимали, что не смогут уехать на том же фургоне, который будет сбивать людей в Барселоне. Во-первых, машина сильно повреждена, во-вторых, их тут же узнают и поймают. Во втором фургоне скрывался, как минимум, один террорист.

Как пишет испанская El País, внутри машины нашли документы человека по имени Йонас Абуякуб. Ему — 22 года. Родом он из марокканского городка Мрирт — 35 тысяч жителей. Это — единственный из опознанных террористов, кто выжил и до сих пор находится на свободе, а потому именно Абуякуб теперь — главный подозреваемый в совершении наездов в центре Барселоны.

Полиция выяснила: теракты в Испании готовила целая команда. Причем вдали от Барселоны, в неприметном городишке Альканар на Средиземноморском побережье террористы работали на протяжении долгого времени в подвале одного из домов. Ночью перед терактом в Барселоне дом взлетел на воздух.

Как уже известно, террористы планировали три больших теракта на трех фургонах — с баллонами, начиненными взрывчатым веществом. По сообщениям прессы, таких канистр в доме обнаружили 20.

Первый взрыв готовили у самого популярного места среди туристов храма Sagrada Familia, который с XIX века строится на пожертвования прихожан. Службы в нем идут каждый день. Второй — в порту Барселоны, где постоянно швартуются суда со всего мира. Третий — на той самой улице Ла-Рамбла. Но когда в подполье террористов произошла ошибка и лаборатория взорвалась, их раскрыли.

Тогда выживший член ячейки – предположительно, Йонас Абуякуб — отправился на фургоне в центр Барселоны. Еще пятеро отправляются в другой город на побережье.

Курортный город Камбрильс. Никогда и не подумаешь, что здесь могут появиться террористы. Пятеро человек здесь пытаются повторить барселонский теракт и направляют машину "Ауди" на людей. Несколько человек пострадали. Полиция реагирует моментально. На пирсе начинается перестрелка. Террористы давят машиной полицейского и пятерых прохожих. Одна женщина потом скончается в больнице.

Преступники пытаются уехать, но машина переворачивается, они вылезают из "Ауди". В одного из террористов выпускают четыре пули. Он падает, но вдруг снова встает. Выпускают еще шесть пуль. На нескольких из террористов были пояса смертников. Позже выяснится, что это бутафория. Испугать хотели, но собирать, видимо, не умеют.

Внутри машины были 19-летний Саид Алла, Муса Укабир, на которого изначально думали, что это он ехал на машине в центре Барселоны. Фургон был взят на его брата, но версию опровергли. Также в Кабмрильсе убиты Омар и Мухаммед Хишами.

О том, что за терактом стоит имам местной мечети Абдельбаки эс-Сати, сообщила газета El País. У него дома провели обыски. Человек, у которого имам снимал квартиру, сказал, что недавно он вернулся из Марокко, где оставил своих детей. А после съехал. Предполагается, перебрался туда, где делали бомбы, в город Альканар. С версией о том, что молодыми кто-то руководил, согласны и местные.

"Мальчики, которые здесь погибли, были фактически детьми. В 17 лет ты не занимаешься организацией терактов, для этого нужен человек более старший, у которого есть знания о том, как делать бомбы. И все они были марокканцами", — отметили местные жители.

Об имаме также известно, что он сидел в тюрьме из-за проблем с незаконной миграцией, в 2012 году вышел. И, видимо, перестал интересовать спецслужбы в городе, куда обычно люди приезжают пить вино, пробовать паэлью, фотографироваться. Здесь, куда ни повернись, — мировое достояние: архитектура Гауди, театр "Лисео", где в начале ХХ века выступала антреприза самого Дягилева.

Еще 5 лет назад понятия "внутренний джихад" в Испании вообще не существовало. Не было ни одной женщины-джихадистки. Сегодня их — уже 16%. Все это время радикалы из Марокко и других стран, пользуясь возможностью спецслужб, которые не обращали внимание, не прорубили новое окно в Европу — буквально пробили, словно на несущимся фургоне. В итоге количество задержанных в связи проблемами терроризма с 2012 года растет. В 2013-м — 20 , в 2014-м — 36, в 2015-м — 75.

"Ни испанское правительство, ни каталонское в этом случае не имеет возможности притормозить лавину иммигрантов, ни всех радикалов, уже живущих в Европе, в Испании и других странах, которые связаны между собой социальными сетями", — заявил Серхио Кастаньо Рианьо, специалист в области международных отношений Университета Вальядолида.

К новым тенденциям в Испании настолько не привыкли, что тем, кто уехал в ИГИЛ (запрещена в РФ)(запрещенная в РФ организация) и вернулся, продолжали платить пособия — 625 евро от правительства и 250 евро на съем жилья.

Вопиющий случай произошел с джихадистом Редуа Бенсбих — он уехал в Сирию, его убили, но о гибели исламиста государству никто не сообщил, зато средства с его карточки продолжали снимать. Кто именно, разбирается полиция.

Полицейские активно предупреждают и местных, и туристов: будьте бдительны! Впрочем, самих правоохранителей в Барселоне стало не намного больше — 5-6 человек на несколько сотен метров улицы Рамбла, по которой тысячи людей приходят к мемориалам, чтобы зажечь свечи.