Вирус Коксаки: как заставить туроператора вернуть деньги?

В Роспотребнадзор поступили сотни жалоб от туристов, которым не возвращают деньги после отказа от поездки в Турцию из-за вируса Коксаки. Многие готовы перенести поездку, однако перебронировать тур тоже не удаётся. Клиентам заявляют, что они должны платить неустойки. Как найти выход из этой ситуации?

В Роспотребнадзор поступили сотни жалоб от туристов, которым не возвращают деньги после отказа от поездки в Турцию из-за вируса Коксаки. Многие готовы перенести поездку, однако перебронировать тур тоже не удаётся. Клиентам заявляют, что они должны платить неустойки. Как найти выход из этой ситуации?

— Каждый день поступает не менее 10, а иногда и больше пациентов. Выраженный болевой синдром, некоторые пациенты не могут наступать на нижние конечности.

К врачам-инфекционистам выстраиваются очереди из туристов. Те, кто возвращается с турецкого берега, помимо загара везут на родину еще и опасный кишечный вирус.

— В нашем отеле три человека только болели — три ребенка, вернее.
— Бабуль, ты все время говоришь о какой-то там инфекции.

Из-за разгула вируса Коксаки в Турции Елена Зернова решила отменить семейную поездку. За нее заплатила 300 тысяч рублей. Позже узнала об инфекции, испугалась за детей, пошла с отказом к агенту. А он потребовал неустойку в 200 тысяч.

— Это огромные деньги, у меня многодетная семья, у меня трое детей, для меня это критично!

Свои тысячи она пошла отстаивать прямиком к туроператору, чьи путевки продает агентство. Охранники на посту перед торговым центром, увидев съемочную группу, уже знали, как действовать.

— Дали команду не пускать камеру.
— Кто дал команду, "Интурист"?
— Да.

Представитель туроператора все-таки вышел на КПП. Предприниматель не может понять ни размер, ни природу штрафа. То ли у них кто-то ошибся и не принял претензию от агента, то ли он самостоятельно наложил неустойку.

— Там заявлено, что они готовы мне от Вашего имени вернуть одну треть, а две трети Вы удерживаете, как фактически понесенные расходы.
— Во-первых, это ответ не нашей организации...

Свою жалобу Елена продублировала и туроператору. Ее нашли, когда подняли архивы.

"Мы обязательно очень быстро вернем деньги, как только сможем рассмотреть ваше заявление", — обещает заместитель генерального директора туристической компании Сергей Толчин.

В Роспотребнадзоре уже более 400 жалоб от москвичей на туроператоров, которые при отказе от путевки не возвращают деньги. Кроме того, отдых в Турции активно предлагают, о разгуле инфекции предпочитают молчать, пока сам не спросишь, а если все же начался диалог о вирусе Коксаки, начинают советовать, как избежать заболевания.

— Никакой там лихорадки нет! Поменьше в бассейне купайтесь — все эти заразы в основном подцепляются в бассейне, когда скопление людей.

В Ростуризме заявляют: можно либо поменять дату выезда — к примеру, если осенью эпидемия вируса сойдет на нет, — либо выбрать другую страну для отдыха. Если желание путешествовать пропало, туристы вправе забрать обратно все свои деньги без всяких штрафов и неустоек, даже если отказ подан в день вылета.

"В данной ситуации, в условиях угрозы безопасности в стране временного пребывания, фактически понесенные расходы не подлежат оплате", — объясняет врио начальника Правового управления Ростуризма Александр Мерклин.

Если агентству и туристу компромисс найти не получается, специалисты советуют обращаться в суд. Тем более, заявитель не понесет никаких издержек: госпошлину с него не возьмут, и такие дела, как правило, решаются в его пользу.