Тема:

Беспорядки в США 2 года назад

Трамп помиловал Шерифа Джо

"Оконченное президентство" – такое впервые прозвучало о Дональде Трампе от его же влиятельных соратников-республиканцев. Президент, который легко играл настроениями простых американцев во время избирательной кампании, не смог найти нужных слов после трагедии в Шарлотсвилле.

"Оконченное президентство" — такое впервые прозвучало о Дональде Трампе от его же влиятельных соратников-республиканцев. Президент, который легко играл настроениями простых американцев во время избирательной кампании, не смог найти нужных слов после трагедии в Шарлотсвилле. И это действительно может стоить ему Овального кабинета.

Даже митинг сторонников в Аризоне, который президент организовал для примирения нации, не смог сорвать с Трампа ярлык покровителя расистов. На улицах Феникса начались беспорядки. В колоннах националистов появились портреты Трампа. Кстати, вполне возможно, как и говорил Белый дом, что эти портреты не знак поддержки, а чья-то спланированная акция.

Трамп мог это всё объявить фейком, благо что фейки против него — и так постоянно. Но он взял и подлил масла в огонь. Первым же приказом о помиловании он защитил бывшего шерифа, который прославился строительством незаконной тюрьмы для мигрантов и называл ее личным "концлагерем". Трампу как будто изменило предвыборное чутьё. Он совершил подряд столько ошибок, что теперь разговоры об импичменте впервые приобретают реальные очертания.

Дональд Трамп помиловал человека, которого многие в Америке хотели бы видеть за решеткой. 85-летний полицейский Джо Арпайо из Аризоны по прозвищу Шериф Джо теперь точно не будет отбывать срок, хотя ему даже не успели вынести приговор. Этот полицейский в Америке стал символом жестких и часто противозаконных методов борьбы с нелегальной миграцией.

Он называл себя "самым крутым шерифом Америки". Джо Арпайо самовольно патрулировал дороги в поисках мигрантов, при этом чаще всего задерживал. Для них Шериф Джо даже построил тюрьму в пустыне под открытым небом, про которую говорил, что это "концентрационный лагерь". Однако себя он считает жертвой травли со стороны СМИ и бывшей администрации Обамы.

В нелегалы Арпайо записывал и Барака Обаму, уверяя, что тот подделал американское свидетельство о рождении, распечатав его на цветном принтере. Сомневался в праве Обамы быть президентом Америки и Дональд Трамп. И вот его Шериф Джо с самого начала предвыборной кампании безоговорочно поддержал. Теперь Трамп охарактеризовал 50-летнее служение Арпайо в органах как достойное восхищения. На митинге в Аризоне пообещал обеспечить Джо достойную старость.

То, что с президентством Трампом, не все хорошо, показали и вялый отклик его сторонников, и жесткая реакция на помилование со стороны влиятельных демократов и республиканцев. А ведь с момента побоища в Шарлотсвилле между ультраправыми расистами и ультралевыми антифашистами прошло совсем немного времени.

Выступление Трампа в Аризоне тоже не обошлось без столкновений, но на этот раз протестующих и полиции. Критики американского президента кричали "Позор!" и кидали в стражей порядка дымовые шашки. Те в ответ распылили перечный газ и даже стреляли резиновыми пулями.

От президент ждали, что он объединит страну, поможет примирению враждующих сторон, например, тех, кто за снос памятников конфедератам, то есть южанам-рабовладельцам, проигравшим в Гражданскую войну, и кто против демонтажа истории. Трамп пытается, в речах неизменно напоминает о необходимом единстве нации и призывает к любви. Но стоит Трампу отвлечься от телесуфлера, и речь меньше всего становится похожей на мирную проповедь.

Катастрофической ошибкой для Трампа стало заявление, в котором он возложил ответственность за происшедшее в Шарлотсвилле на обе стороны. Взбудораженное общество восприняло это так, что президент США морально уравнивает идеи расистов и их противников антифашистов.

Выступление в Аризоне, в котором президент вновь разбередил начавшие заживать раны, вызвало шок у истеблишмента. И уже заговорили не только о потере самоконтроля и об импичменте, но и о том, что Трамп, дескать, сам хочет покинуть президентский пост.

"Я действительно сомневаюсь, что он способен и в состоянии занимать этот мост. Я пытаюсь понять мотивацию его действий, может быть, от таким образом ищет способ уйти?.. Я знаю уровень полномочий президента и, честно говоря, беспокоюсь из-за того, что у него есть доступ к ядерным кодам", — сказал Джеймс Клеппер, экс-директор Национальной разведки США.

Когда вся Америка до хрипоты спорит о судьбе памятников конфедератам — южанам-рабовладельцам, проигравшим в Гражданскую войну, — противоречивые заявления главы Белого дома "помогают", словно бензин на пожаре. Из Национального собора в Вашингтоне уже решили вынести витражи, посвященные южанам, статуи, вероятно. выломают и из Капитолия. Рациональные аргументы уже мало кто слышит, даже со стороны таких людей, как Кондолиза Райс, — она стала первой афроамериканкой, занявшей пост госсекретаря США.

"Эти памятники не наше наследие, но наша история. И мы как общество, слава Богу, пошли вперед. Через большие страдания. Я не так стара, я жила в Бирмингеме, где еще существовала сегрегация. Это тяжело. Но если вы забываете историю, то, скорее всего, вы ее повторите. А эти памятники и статуи как раз могут быть напоминанием", — считает Райс.

Монументы продолжают осквернять, причем не только конфедератам. В Филадельфии под мостом нашли бюст Джеймса Бивера — генерала, сражавшегося на стороне северян. Ночью неизвестные сняли бюст с арки, и, учитывая вес, а это сотни килограммов, без спецтехники тут явно не обошлось.

А мэр Нью-Йорка Билл де Блазио не исключил, что в городе могут демонтировать памятник Христофору Колумбу, который в 1492 году открыл Америку. Мол, итальянский мореплаватель был колонизатором, а потому теперь памятник ему может многих оскорбить. Мэр вообще распорядился проинспектировать все монументы Нью-Йорка, насколько они потенциально опасны для разжигания ненависти. Весьма вероятно, что тем самым непопулярный де Блазио хочет увеличить свой потенциал. Памятники и, кажется, сама американская история стали заложниками большой политической игры и давно тлеющего конфликта в обществе.

"Было бы преждевременно называть это Гражданской войной номер два. Но происходящее отражает базовые культурные различия, которые обострились за последние пару десятилетий. И это — тренд. Раскол между сторонниками политики идентичности, которые полагают, что люди в первую очередь определяются расой, полом, сексуальной ориентацией, и теми, кто так не считает. А памятники — лишь точка воспламенения, арена для этого противостояния. Честно говоря, американцы вообще мало интересуются историей и не сильны в ней. Генри Форд однажды сказал: "История — это болтовня", — отметил Крейг Пирронг, профессор Хьюстонского университета.

Потенциально новым Шарлотсвиллем мог стать Гринвиль, что в Южной Каролине. Физическое противостояние. На одной стороне улицы — конфедератские флаги и речи в защиту памятников, на другой — гневные обличениям и призывы снести все символы рабства. Полиция встала между. Обошлось без драк.

В Сан-Франциско сторонники Трампа в последний момент отменили свой митинг в парке Крисси из-за угроз со стороны контрмитингующих. Те, кто вроде бы за толерантность, среди прочего угрожали фанатам Трампа тем, что приведут к ним в парк сотни собачников, которые не будут убирать за своими питомцами экскременты. Словом, таким американское политическое поле еще не видели. Трамп, в свою очередь, нападает на тех, кто, по идее, должны быть союзниками. После генпрокурора Сешнса наступил черед лидера республиканского большинства в Сенате Митча Макконела.

"Единственная моя проблема с Митчем Макконеллом заключается в том, что после 7 лет разговоров отозвать и заменить ОbamaCare он потерпел неудачу! Этого никогда не должно было произойти", — сказал Трамп.

"Трамп все еще очень популярен среди своих основных избирателей. Но он абсолютно беспомощен, лишен всякой поддержки и опоры в Вашингтоне. Думаю, даже многие республиканцы хотят, чтобы его президентство окончилось провалом. Приведу пример. Во время летнего перерыва работы Конгресса у президента есть лазейка, он может назначить своих людей на некоторые посты без одобрения конгрессменов. Чтобы помешать Трампу сделать это, Конгресс формально не ушел на каникулы и как бы продолжает работать. Поэтому президент не может поменять людей. Трамп в значительной степени работает еще с администрацией Обамы", — пояснил Джим Джатрас, бывший сотрудник Госдепартамента США, политолог.

Отсутствие поддержки в своей партии может дорого обойтись. В Сенате расклад сил таков, что Трампу, чтобы что-то сделать, нужны голоса каждого республиканца. А их все меньше. Число противников, напротив, растет. Скоро из Шарлотсвилля на Вашингтон двинется марш протеста, куда обещают влиться самые разнообразные группы. Идти будут десять дней, останавливаясь у памятников конфедератам, чтобы в итоге оказаться у Белого дома с требованиями отставки действующего американского президента.