Утилизация батареек: куда на самом деле отправляют опасный груз из экобоксов?

Социально ответственный бизнес или новая афера? Количество специальных контейнеров для сбора старых батареек стремительно растет. За утилизацию токсичных отходов люди отдают немалые деньги, а вот куда потом отправляются тонны опасного мусора — это уже покрыто тайной. Ни общего склада, ни завода по переработке обнаружить так и не удалось. Зато оказалось: нетрудно подсчитать прибыль таких борцов за чистоту планеты.

Социально ответственный бизнес или новая афера? Количество специальных контейнеров для сбора старых батареек стремительно растет. За утилизацию токсичных отходов люди отдают немалые деньги, а вот куда потом отправляются тонны опасного мусора — это уже покрыто тайной. Ни общего склада, ни завода по переработке обнаружить так и не удалось. Зато оказалось: нетрудно подсчитать прибыль таких борцов за чистоту планеты.

— Тут у меня примерно килограмма так полтора.

Этот пакет Светлана собрала за лето. У детей много игрушек, так что батарейки покупают часто. Использованные выбрасывают не на помойку, а в специальный контейнер возле дома.

"Удобно — как раз из дома выходим, соберем побольше — и выбрасываем именно в этот автомат", — рассказывает Светлана Стасюк.

Эти оранжевые контейнеры предназначены для правильного сбора, в том числе, таких опасных отходов, как люминесцентные лампы и градусники. Устанавливает их компания "Экобокс". Проект стартовал еще в 2011-м. Сейчас общее число контейнеров по России — уже больше трех с половиной тысяч, половина из них — в Москве и Подмосковье. У жителей эти урны пользуются большой популярностью.

"Нам уже удалось собрать более 160 килограммов батареек и 418 ламп. Если сравнивать с показателями того же февраля месяца, примерно втрое уже сбор вырос", — говорит управляющий службы эксплуатации г. Люберцы Виталий Макаренков.

Со всех контейнеров получается больше 30 тонн отходов в год. Вывозят экобоксы дважды в месяц. Специально для съемочной группы даже продемонстрировали, как это происходит. Опустошение баков напоминает настоящую спецоперацию: грузчик вынимает батарейки в маске и перчатках, пакеты обеззараживает специальным раствором.

— Видите — ни одной разбитой вещи нет.

Впрочем, на сборе батареек в пакеты и вывозе их на маленький склад на севере Москвы весь процесс утилизации завершился. Как утверждают в компании, в дальнейшем опасные отходы поедут на завод для переработки — но нам его показывать почему-то отказались.

— Где находится завод?

"В Московской области тоже. К югу, на Варшавском шоссе, на границе Москвы и области. Мы сейчас с удовольствием бы туда съездили, но мы находимся в стадии модернизации", — уверяет руководитель по развитию социального проекта "Экобокс" Никита Захаров.

Такой ответ звучит уже не впервые: в марте в компании "Экобокс" пообещали показать завод через месяц, также объяснив это тем, что идет модернизация. А пока, говорят, опасный мусор везут на хранение. Но где все собранные батарейки и лампы, показать тоже не смогли. На этом складе большая часть ящиков оказалась пустой.

— А почему нельзя посмотреть даже на производство, которое сейчас не работает? Ну, хотя бы на установку, которая есть?
— Потому что... Это как когда ремонт в квартире делаете у себя, и тебя просит друг — давай сходим, посмотрим квартиру. Ты открываешь — у тебя здесь все занавешено, здесь.

При этом с документами, как ни странно, у компании все в порядке: они первые в России получили лицензию на переработку батареек. Вот она — ее нам прислали представители компании. Мы решили проверить адреса, указанные в документе. По первому оказался обычный жилой дом. По второму — научно-производственное предприятие.

— К вам приезжают машины "Экобокс"? С надписью "Экобокс"?
— Не видел ни разу.

С компанией "Экобокс" это предприятие действительно когда-то заключало договор. Правда, с тех пор, по словам заместителя генерального директора, никакие отходы к ним на переработку не поступали.

— Сейчас по Московской области у них стоят около двух тысяч контейнеров. Те батарейки, лампы, которые собираются в этих контейнерах — они все везутся к Вам?
— Нет, ну что Вы!

Не сотрудничает с "Экобоксом" и единственный в России завод по утилизации батареек в Челябинске.

"Пока к нам никакого сырья от них не поступало. От наших коллег, кто занимается, скажем, электроникой, мы не слышали, чтобы от них тоже какое-то сырьё поступало кому-то", — говорит директор по развитию группы компаний "Мегаполис-ресурс" Алёна Юзефович.

При этом ежемесячно с жителей собирают немалые деньги: обслуживание одного контейнера стоит 5 тысяч рублей, а их по всей стране — больше трех с половиной тысяч. Простая арифметика: даже если предположить, что половина контейнеров бесплатные, как утверждают в компании, за остальные собирают по 7 миллионов рублей в месяц. Это около 80 миллионов в год.

— Если мы платим за этот контейнер — получается, за что мы платим? За воздух?
— Контейнер стоял, я туда выбрасывал — и получается, все равно, что я выбрасывал в общий контейнер, что туда?! Спасибо всем за мои деньги!

Куда все-таки идут деньги горожан и тонны опасных отходов — остается только догадываться. И надеяться на то, что эти вопросы, наконец, зададут руководителям идеальной по документам компании не только москвичи, но и контролирующие органы.