"Утерли нос Украине": Россия сотворила чудо на море

Дни и ночи напролёт на прошедшей неделе мы следили за тем, что происходит в Керченском проливе. Можно даже сказать, с замиранием сердца. Там шла уникальная операция по подъёму центральной – железнодорожной – арки Керченского моста.

Дни и ночи напролёт на прошедшей неделе мы следили за тем, что происходит в Керченском проливе. Можно даже сказать, с замиранием сердца. Там шла уникальная операция по подъёму центральной — железнодорожной — арки Керченского моста. Это самая крупная металлическая деталь всего циклопического сооружения. Впрочем, даже столь ярким событием новости из Крыма на прошедшей неделе не ограничивались.

Одно из главных событий прошедшей недели для всей страны, а для Крыма, без сомнения, самое главное — гигантская арка — 6 тысяч тонн — установлена на фарватерных опорах Крымского моста. Насколько была уникальной эта операция, говорит простой факт: отечественные инженеры ни при Советском Союзе, ни в новой России подобных чудес на море еще не творили.

Это и правда, скорее, творчество, чем работа, причем искусное. Длина арки — два футбольных поля, высота – 30-этажный дом, а допустимое отклонение этой махины при подъеме на опоры — всего 3 сантиметра. Ювелиры! 700 тросов и 16 домкратов должны были работать синхронно как единый часовой механизм. Около ста специалистов сдавали этот экзамен. Операция продолжалась 12 часов.

"Гордость за нас, за нашу Россию. Утерли мы нос Украине", — радуется монтажник Сергей Дементьев.

Сергей Павлович – местный. В дни "крымской весны" гонял по Керчи бандеровцев, голосовал на референдуме за воссоединение с Россией и как житель города-героя всё самое серьезное в жизни измеряет категориями Великой Отечественной.

"Это как победа в Курской битве. И теперь идем дальше. До полной победы, до водружения знамени", — говорит Дементьев.

Теперь идут, не спеша. Арку надо закрепить. Болты из каленой стали. Их требуются тысячи. Некоторые монтажники проходят в смену по лестницам до 50 этажей вверх-вниз.

Крымский мост благодаря арке приобрел зримые очертания. Материк и полуостров соединены, и теперь, пока еще не на машине и не на поезде, пешком по этим конструкциям можно пройти от Керчи до Тамани. Часа за три. Хотя все 19 километров мостового перехода невозможно окинуть взглядом и в бинокль, даже находясь у арки.

Пройдем под ней вместе с караваном судов, для которых теперь тоже открыто движение по Керчь-Еникальскому каналу. Суда должны были стоять на рейде 72 часа, но путь из Азова в Черное море открыли даже на 9 часов раньше. А скоро им придется снова постоять – к доставке и подъему уже готовят вторую арку.

Теперь от моста не должны отставать и дороги. В Крыму строят федеральную трассу "Таврида", которая примет на себя потоки автомобилей с материка. Где-то будет расширена старая дорога, которую, кстати, неплохо отремонтировали, где-то, чтобы обойти города и поселки, по степям и холмам Крыма пройдет совершенно новая магистраль.

А пока по старым дорогам к крымским чиновникам пришла беда. Неприметный автомобильчик разъезжает по районам, и где он ни появится, там начинаются отставки.

- Сергей Валерьевич, ходят слухи, что вы садитесь сами за руль и едете искать какие-то нарушения, которые происходят в Крыму?

- Да, я сам катаюсь, сам себе строю маршрут, поэтому его никто не знает. У меня машина тонированная, простенькая, специально купил для рейдов, то есть я могу спокойно приехать и с людьми пообщаться. К большому сожалению, в 80% случаев то, что написано на бумаге, не подтверждается делами на месте. Ну могу сказать, разочарован, последние отставки во многом вызваны как раз моими объездами, разговорами с людьми, — подчеркнул глава Крыма Сергей Аксенов.

За прошедшую неделю таким образом уволены мэр Феодосии, мэр Симферополя и главы сразу трех районов Крыма. Главное открытие рейдов Аксенова такое: Крым из Украины вывести удалось, а вот украинский менталитет из Крыма еще не очень.

"Не все гладко, но и успехи, тем не менее, прорывные есть, и в этом никаких сомнений нет. Мы за три года реально сделали больше, чем за 25 лет нахождения Крыма в составе Украины. Сорвали продовольственную, энергетическую, водную блокады", — отметил Аксенов.

Так получается, что Украина всячески помогает развитию Крыма. Перекрыли транспортное сообщение — строится Крымский мост, отключили электричество — проложили энергомост, провели газ, в Крыму и Севастополе строят новые ТЭЦ. Перекрыли воду — уже реализуется проект водовода в Керчь с материковой России.

"Туристическую блокаду, наверное, не мы сорвали, а граждане Украины. Они едут сами", — сказал Аксенов.

И это тоже правда. Туристов достаточно, хотя лето кончилось. Ялта. Ее мэра Аксенов тоже уволил. Но вот как город успел преобразиться. Еще недавно берег моря здесь был изрезан заборами частных владений, а на набережной громоздились палатки, шатры и развалы, как на рынке. Теперь — свобода, чистота и порядок.

А это перемены в городе русских моряков. Севастополь — и вдруг опера. Красивейший фестиваль в Херсонесе. На самом деле музыка сюда не пришла, а вернулась. Так было в античном городе 2 тысячи лет назад. При этом своим сегодняшним духом Севастополь, конечно, обязан флоту, который здесь уже почти 250 лет.

- Дмитрий Владимирович, есть какой-то особый характер у Севастополя?

- Конечно, абсолютно индивидуальный, особый характер, — уверен и. о. главы Севастополя Дмитрий Овсянников.

- Графская пристань, например?

- В том числе. Это связано с нашим великим прошлым, и конечно, нельзя не учитывать неразрывную связь города и флота, наши культурно-исторические ценности. Я всегда говорю: каждый россиянин должен побывать в Севастополе, потому что именно здесь ты начинаешь ощущать истоки нашего государства, истоки того, что делает нас по-настоящему россиянами.

Вместе с исполняющим обязанности главы Севастополя выходим на катере в море, идем в Севастопольскую бухту. Дмитрий Овсянников по рождению человек сухопутный, но уже 15 лет несколько раз в неделю плавает по два километра. Успехам флота искренне радуется. Недавно встречал новую подлодку, вернувшуюся из Сирии. А вообще на флоте ему нравится порядок.

"Город не может отставать по темпам, качеству, дисциплине, работе чиновников, понятно, что у военных все намного жестче, строже, но мне кажется, такое же можно сделать в системе управления города", — подчеркнул Овсянников.

- То есть равняемся на военных?

- Равняемся на военных в хорошем смысле.

Население Севастополя меньше полумиллиона, но зато какое это население! Дмитрий Овсянников говорит, что мало где в России люди такие активные, небезразличные и строгие в своих требованиях к власти. Зазеваться или заснуть губернатору точно не дадут.

- Ошибки с таким народом лучше не совершать?

- Лучше держать слово, выполнять все, что обещал, не нарушать закон, делать все то, что идет во благо города. В принципе, эта формула мне как раз и нравится, — сказал Овсянников.

Недавно во благо города открылась обещанная школа. Точнее это современный образовательный центр: теннисные корты, волейбольные и баскетбольные площадки, футбольное поле, лингафонные и хореографические классы. А до этого в Казачьей бухте, где живут 2,5 тысячи семей, школы не было вообще. Дети вставали ни свет ни заря и добирались до ближайшей два часа.

Удивительно, но это первый новый социальный объект региона за последние 20 лет. То есть в социальном да и в инфраструктурном плане Севастополь сегодня — это примерно Владивосток образца 1997 года. Соответственно, чтобы наверстать эти 20 лет и лет за 5 выйти на общероссийский уровень, Севастополь да и Крым должны шагать сегодня четырехкратными темпами.

И пытаются. В Севастополе уже запустили в строительство еще двух школ и пяти детских садов, столько же на будущий год и далее, пока очереди не исчезнут полностью. А пока руководитель города гуляет по крышам. Их в Севастополе надо отремонтировать на 150 домах, а еще 400 зданий ждет капремонт.

"Цель номер один — мы поддерживаем те сектора экономики, в которых у нас есть конкурентное преимущество. Второе — мы создаем комфортный город во всех отраслях: дороги, объекты социальной сферы, жилищно-коммунальное хозяйство. И третья цель — это возможность самореализации в Севастополе, возможность получить хорошее образование, найти себя в бизнесе или получить ту власть эффективную, на которую ты рассчитываешь. Вот три простые цели", — заявил Дмитрий Овсянников.

Проходим в бухте мимо знаменитого "Севморзавода". Бывшая собственность Порошенко, которую он довел до ручки. Сегодня завод принадлежит России, и ему здорово помогает Крымский мост. Здесь сделали те самые понтоны, на которых к фарватеру везли арку. Теперь на заводе — 500 новых рабочих мест, и Дмитрий Овсянников задался целью загрузить завод так, чтобы там работали 6000 человек.

Петербург — вот что приходит на ум новой команде, когда она ставит цели для Севастополя. Он должен быть такой же развитый и такой же культурный. А историей Севастополь богат не меньше.

"История насчитывает многие века. Конечно, сегодня мы в современном понимании не можем конкурировать с культурной столица, Санкт-Петербургом, но, поверьте, это только сегодня, в будущем мы составим достойную конкуренцию", — считает Овсянников.

В 2014 году кто-то в Крыму назвал "русскую весну" Третьей обороной Севастополя. Это подхватила пресса, но тут голос подал сам Севастополь. Жители поправили: для нас Третьей обороной Севастополя были все годы в составе Украины, теперь у нас победа.

Для Севастополя наступило интересное время. Очередная оборона закончена победой, город стал улыбчив, и все чаще его называют "наш южный Петербург". Суровый и бескомпромиссный город русской славы, всю свою жизнь заточенный на борьбу, на глазах становится теплее, потому что, наверное, впервые наступает время спокойного созидания и благоустройства, что, собственно, вовсе не отменяет русскую славу и готовность защищать Россию.