Битва за Бундестаг: Меркель пока обыгрывает Шульца

Ангела Меркель, по данным опросов, с преимуществом в 20% голосов выиграла теледебаты в предвыборной кампании в Бундестаг. Ее главный оппонент в борьбе за пост канцлера Германии — лидер социал-демократов Мартин Шульц – сдался практически без борьбы, так и не сумев создать острой дискуссии.

Ангела Меркель, по данным опросов, с преимуществом в 20% голосов выиграла теледебаты в предвыборной кампании в Бундестаг. Ее главный оппонент в борьбе за пост канцлера Германии — лидер социал-демократов Мартин Шульц — сдался практически без борьбы, так и не сумев создать острой дискуссии. Разочарованы не только его сторонники, но и почти треть немецких избирателей, которые надеются на перемены и до сих пор не определились с выбором.

Два основных кандидата в канцлеры, четыре телеканала, полтора часа прямого эфира назвали теледуэлью. Никто, конечно, не ждал от них такого накала борьбы, который подарили своим избирателям Трамп и Клинтон, тем не менее, для лидера социал-демократов Мартина Шульца это была единственная возможность в очном споре с канцлером переломить ситуацию. Отставание его партии от "Христианских демократов" — в районе 15%.

Надо идти на обострение. Начали, казалось бы, с наболевшего — беженцы и квоты на их распределение. "Госпожа Меркель две недели назад или в прошлое воскресенье в интервью газете Die Welt сказала, что она бы повторила все то, что она сделала в 2015 году, — напоминает кандидат на пост федерального канцлера Германии от Социал-Демократической партии Мартин Шульц. — Я бы этого не советовал. Подобные действия привели к тому, что венгерский премьер-министр Орбан или глава партии Качинский в Польше отказываются брать на себя ответственность, несмотря на то, что мы, немцы, инвестируем в эти страны много денег. Решение кризиса с беженцами — это общеевропейская задача".

"Я этот вопрос вижу абсолютно иначе. Я думаю, Шульц на самом деле все понимает", — отвечает на это Ангела Меркель.

"Зачем он это делает? Из тактических соображений?" – уточняет ведущий.

"Чтобы указать на одно отличие", — считает федеральный канцлер.

Искать отличия сложно. Ведущие вяло провоцируют дискуссию, видимо, понимая, что взяться ей не откуда, ведь последние четыре года Шульц, в качестве председателя Европарламента, по сути дела, был проводником политики Меркель на европейском континенте. Еще один намек на разногласия — по вопросу о соглашении с Турцией об ограничении миграционного потока.

"По соглашению Евросоюза и Турции: на меня обрушилось много критики, когда оно было заключено, но я до сих пор считаю его абсолютно правильным решением", — подчеркивает Ангела Меркель.

"Если я стану канцлером, я не только отменю это соглашение, но еще и остановлю переговоры о вступлении Турции в ЕС", — говорит в свою очередь Мартин Шульц.

Но большую часть времени то Меркель кивает, соглашаясь с соперником, то наоборот. Шульц, наверное, чуть более резок в оценках, действующий канцлер, как положено, дипломатичнее. Вот это как раз заметно, например, когда речь заходит о Трампе.

"Позиция по климату или то, что было сказано после ужасных расистских нападений в Шарлотсвилле, вызывает удивление, — констатирует федеральный канцлер. — Как бы то ни было, я сделаю все, чтобы убедить президента США в том, что нам необходимо мирное решение Корейского конфликта".

"Человек, который своими твитами распространяет по всему миру гнусности, чтобы навредить своим противникам, он ни перед чем не останавливается, — убежден в свою очередь Мартин Шульц. — Немецкий канцлер должен сказать ему: "Господин президент, ФРГ никогда не станет перенимать вашу политику".

Там, где Шульц мог бы, как социал-демократ, предложить что-то интересное и новое — тишина. О России, о восточной политике Германии — вообще ни слова. Вопрос о зарплатах полицейских, пенсионном возрасте и величине детских пособий — сегодня совсем не то, что может выявить принципиальную разницу между главным кандидатами в канцлеры. Для Меркель это то, что нужно. По опросам телеканала ARD, 55% зрителей считают, что в дебатах победила канцлер, 35 — Шульц. По опросу ZDF, отставание социал-демократа минимально, но чтобы что-то изменить для своей партии, он должен был побеждать, причем за явным преимуществом.

У Шульца не получилось. И хотя по наблюдениям газеты SZ ведущие дебатов явно подыгрывали Меркель, например, значительно реже ее перебивали, отнюдь не это главная причина неудачи ее оппонента. Социал-демократам необходимо теперь искать какие-то новые способы поправить рейтинг. Задача трудновыполнимая после такой дуэли на холостых патронах.