По каналу имени Москвы отправился в путь миллионный пассажир

По каналу имени Москвы отправился в путешествие миллионный пассажир с начала нынешней навигации. Речники сообщают о необычайном росте спроса на туристические поездки. Тем временем сам канал, соединяющий главную столичную реку с Волгой, превращается в современную водную трассу. Как он меняется в год своего 80-летия?

По каналу имени Москвы отправился в путешествие миллионный пассажир с начала нынешней навигации. Речники сообщают о необычайном росте спроса на туристические поездки. Тем временем сам канал, соединяющий главную столичную реку с Волгой, превращается в современную водную трассу. Как он меняется в год своего 80-летия?

От стен исторического здания Северного речного вокзала комфортабельный лайнер отправляется в круиз по каналу имени Москвы — с миллионным пассажиром на борту.

Даже хмурое лето никак не сказалось на туристическом потоке. В год 80-летия сооружения канала, превратившего Москву в порт пяти морей, спрос на туры вырос на 15 процентов. Памятник советской инженерной мысли сейчас активно модернизируют — запускают в этом году новый центр управления, который будет координировать все параметры судоходства, обводнения Москвы-реки и производства электроэнергии.

"Мы начали испытания авиационного геолокационного комплекса, который позволяет проводить промер глубин с вертолета, резко увеличивает скорость и в то же время снижает стоимость этих работ. Например, если раньше на промер полутора километров пути нам требовались сутки, то сейчас эти полтора километра с вертолета мы мерим за одну минуту", — рассказывает руководитель ФГБУ "Канал имени Москвы" Герман Елянюшкин.

А начиналось все в 30-е годы. В центре столицы реку можно было перейти вброд, она сильно обмелела. Тогда власти и приняли решение: направить миллионы тонн воды из Волги в сторону Москвы.

Масштабную стройку завершили в рекордные сроки — меньше, чем за пять лет, — но какой ценой! Работали в основном заключенные, копали вручную, в дождь, холод и слякоть. У многих даже не было обуви. Только по официальным данным, погибли 22 тысячи человек, по неофициальным — в несколько раз больше. В мае 37-го по каналу начали курсировать первые суда.

Главное отличие канала имени Москвы от большинства других каналов — то, что он не самотечный, а энергетический. Из-за рваного рельефа и большого перепада высоты водные потоки не могут двигаться равномерно, поэтому воду поднимают огромными насосами на высоту 10-этажного здания.

128 километров путей, 240 гидросооружений, 25 миллионов тонн грузов ежегодно. Москва-река, как и 80 лет назад, на 80 процентов состоит из Волги. Вода попадает через целую систему гидроузлов и шлюзов.

— Три машины, полный ход!
— Есть три машины, полный ход!

Благодаря каналу имени Москвы навигация длится больше полугода. Для пассажирских и грузовых судов открыт водный путь до Волги, протянувшийся сразу через 12 регионов России.

"Какая бы электроника ни была, на судне всегда присутствует магнитный компас. Электричество электричеством, но всякое бывает", — объясняет капитан теплохода "Николай Карамзин" Сергей Бербасов.

Транспортные и туристические перспективы у канала действительно огромные — только до конца этого года планируют перевезти еще около одного миллиона человек.