Одевайся теплее: последний разговор Сечина и Улюкаева был дружеским


Сергей Савостьянов/ТАСС

Во время процесса над бывшим министром экономического развития РФ Алексеем Улюкаевым в Замоскворецком суде Москвы, гособвинитель зачитал аудиозапись разговора экс-чиновника с главой "Роснефти" Игорем Сечиным.

Во время процесса над бывшим министром экономического развития РФ Алексеем Улюкаевым в Замоскворецком суде Москвы, гособвинитель зачитал аудиозапись разговора экс-чиновника с главой "Роснефти" Игорем Сечиным. За выдачу положительного отзыва на сделку по покупке акций "Башнефти" "Роснефтью", Улюкаев вымогал взятку в 2 миллиона долларов, считает гособвинение.

В случае отказа он угрожал препятствовать законным действиям "Роснефти". В частности, дать отрицательное заключение по иным сделкам компании. Улюкаев обратился к Сечину с требованием выплаты суммы в размере 2 миллиона долларов за обещание покровительства и согласия с проведением сделки с "Башнефтью". Об этом говорится в оглашенных 5 сентября в суде материалах дела.

Прокурор зачитал расшифровку аудиозаписи, из которой следует, что Сечин при передаче Улюкаеву ключей от сумки с 2 миллионами долларов, шутливо извинялся за то, что затянул с исполнением поручения. Чтобы записать во время передачи взятки разговор главе "Роснефти" было выдано средство для аудиофиксации.

На записи человек, идентифицированный следствием как Сечин, говорит: "В командировке были, но можешь считать, что собрали объем. На, держи, вот ключ, пойдем". В то же время, согласно материалам дела, Улюкаев заявил при задержании в офисе "Роснефти", что в сумке находится полученное в подарок от друга вино.

"Машина Улюкаева была блокирована при выезде сотрудниками ФСБ, отвечая на вопрос оперативных работников, Улюкаев и водитель Макаров пояснили, что в сумке вино, полученное в подарок от друга", — говорится в материалах дела.Улюкаев пояснил сотрудникам ФСБ, что касался ручки сумки, но не открывал ее. "Ввиду низкой температуры воздуха Улюкаеву было предложено пройти во внутренне помещение компании "Роснефть". Улюкаев отказался вынимать сумку из багажника, и сотрудник ФСБ перенес сумку коричневого цвета", — говорится в протоколе обыска.

Ключ от сумки был предоставлен Улюкаевым, который заявил, что получил его от Сечина на состоявшейся перед этим встрече. Специалисты ФСБ открыли сумку и обнаружили там двадцать пачек купюрами 100 долларов на общую сумму 200 тысяч долларов, а также герметичные целлофановые пачки с долларами США.

"В ходе пересчета средств было установлено, что в сумке, полученной Улюкаевым от Сечина, находилось 2 млн долларов купюрами достоинством 100 долларов", — огласил прокурор протокол следственных действий.

Разговор о "Роснефти"Из оглашенной прокурором в суде аудиозаписи также следует, что Сечин и Улюкаев, обращавшиеся друг к другу на "ты" и по именам, обсудили проекты "Роснефти", Сечин пожаловался на высокую налоговую нагрузку "Роснефти", достигающую 80 процентов при мировом уровне приблизительно в 40 процентов.

В разговоре Сечин и Улюкаев вели себя по-дружески. Улюкаев обещал Сечину поддержку в его проектах и соглашался, что налоговая нагрузка на "Роснефть" слишком высока. "Это близорукая политика", — сказал Улюкаев.Сечин, который встретил прибывшего в офис "Роснефти" Улюкаева на улице, советовал ему одеваться теплее, а на прощание пожелал удачи.

Как стало известно во вторник в суде из материалов дела, генерал ФСБ Олег Феоктистов, ранее занимавший должность замглавы "Роснефти" — главы службы безопасности компании, со слов главы НК Игоря Сечина написал заявление директору ФСБ Александру Бортникову в связи с вымогательством министром экономического развития Улюкаевым взятки за положительную оценку покупки "Роснефтью" компании "Башнефть".

Феоктистов лично написал заявление на имя Бортникова, а Сечин поставил под ним вторую подпись. После оглашения заявления Феоктистова прокурор зачитал материалы оперативной разработки Улюкаева, которая включала наблюдение над ним и проведение оперативного эксперимента по подготовке суммы взятки, пометке купюр и организации их передачи Улюкаеву.

Свидетелем обвинения на процессе выступила ведущий советник департамента корпоративного управления Минэкономразвития Юлия Москвитина. Она рассказала, что в ответ на поручение вице-премьера Аркадия Дворковича, поступившее в конце июля 2016 года, министерство подготовило доклад в правительство.

В нем содержался вывод, что на законодательном уровне для участия в сделке по покупке "Башнефти" "Роснефть" не имела препятствий."В феврале 2016 года началась работа по поиску агента для осуществления сделки, в результате чего был выбран банк "ВТБ Капитал", за что он должен был получить 1 процент от суммы сделки.

Условия были стандартными: банк должен был прорабатывать сделку, искать инвесторов", — рассказала свидетель.Минэкономразвития, отметила она, учло норму закона, позволяющую государственным компаниям участвовать в такого рода сделках в случае положительного эффекта для инвестиционного климата и развития инноваций.

"Мы ожидали положительный эффект от бюджета в случае покупки "Роснефтью", но предлагали в случае возникновения противоречий издать отдельный правительственный акт, допускающий сделку", — заявила свидетель.

В то же время Москвитина не смогла уверенно ответить на вопрос, остались ли в окончательной версии доклада выводы о положительном эффекте для бюджета и возможности сделать исключение для "Роснефти".

Москвитина — третий с начала процесса свидетель обвинения, дающий показания в суде. Ранее были допрошены также директор департамента отношений с инвесторами "Роснефти" Андрей Баранов и директор департамента корпоративного управления Минэкономразвития РФ Оксана Тарасенко. Прокуратура не комментирует планы по ходу дальнейшего допроса свидетелей. Следующее заседание по делу назначено в Замоскворецком суде на 10:00 мск 7 сентября.

Улюкаев был задержан 14 ноября 2016 года органами Следственного комитета РФ с поличным в офисе "Роснефти" по подозрению в вымогательстве взятки в размере 2 миллиона долларов от представителя нефтяной компании. На руках министра эксперты обнаружили следы специального вещества. Им была обработана ручка кейса с деньгами.

Первый такой кейс был в этот день передан Улюкаеву в одном из офисов компании, второй ему якобы пообещали донести до машины. Улюкаев заявлял, что передача ему этой сумки была заранее спланирована сотрудниками ФСБ. Они в течение нескольких недель, основываясь на ложных показаниях Сечина, ждали от Улюкаева незаконного требования о передаче взятки.

Не дождавшись требований, Сечин, по словам экс-министра, сам позвонил ему и под предлогом обсуждения важных текущих вопросов деятельности компании уговорил приехать в "Роснефть". Прокурор в суде заявлял, что передача Сечиным денег Улюкаеву проходила в рамках следственного эксперимента при оперативно- разыскных мероприятиях.

Улюкаеву было предъявлено обвинение по статье "Получение взятки должностным лицом в особо крупном размере". Он вины не признал, однако заявил о готовности сотрудничать со следствием. Если вина будет доказана, бывшему министру грозит наказание в виде штрафа в размере от трех до пяти миллионов рублей или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки либо лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового.

Улюкаев — первый федеральный министр России, задержанный при исполнении полномочий. В ноябре 2016 года президент РФ Владимир Путин своим указом отправил Улюкаева в отставку в связи с утратой доверия. Экс-министр находится под домашним арестом в своей квартире на Минской улице в Москве. 29 ноября 2016 года суд наложил обеспечительный арест на десять земельных участков и жилой дом Улюкаева в Смоленской области. 14 декабря арестовал его денежные средства и монеты из драгоценных металлов на общую сумму около 500 миллионов рублей. Также на счетах в российских банках арестованы денежные средства Улюкаева на общую сумму более 1 миллиона долларов и 280 миллионов рублей. 8 августа суд продлил ему домашний арест до 27 января 2018 года.