Благоустройство Садового кольца вышло на финишную прямую

Садовое кольцо — самый крупный и самый сложный проект в рамках программы "Моя улица". Поздней осенью там высадят деревья, а уже в эту пятницу на Садовом будут праздновать его 425-летие. Созданное как оборонительный рубеж, кольцо сегодня — важнейшая московская магистраль и пространство для жизни, работы и досуга.

Садовое кольцо — самый крупный и самый сложный проект в рамках программы "Моя улица". Поздней осенью там высадят деревья, а уже в эту пятницу на Садовом будут праздновать его 425-летие. Созданное как оборонительный рубеж, кольцо сегодня — важнейшая московская магистраль и пространство для жизни, работы и досуга.

Садовое кольцо — такое шумное, быстрое. Сегодня это одна из крупнейших транспортных магистралей столицы. Она связывает между собой 10 районов Москвы. Ежедневно этим маршрутом пользуются миллионы пешеходов и автомобилистов, хотя изначально в виде кольца строили вовсе не дорогу.

На этом месте был оборонительный рубеж. Вокруг стен Белого города он появился по указу Бориса Годунова в конце XVI века после нашествия на столицу орды крымского хана Казы-Гирея. Крепость возвели всего за год, за что москвичи ее прозвали скородомом. Мощное сооружение должно было защитить жителей первопрестольной от вражеских набегов.

"Это были стены высотой 6-7 метров и такой же толщиной на высоком земляном валу из вырытого перед ним рва. Через ров к проездным башням были перекинуты мосты", — рассказывает научный сотрудник музея "Садовое кольцо" Дмитрий Ястржембский.

Простояли неприступные стены меньше 20 лет — они исчезли при пожаре во время Московского восстания. Позже разровняли и сам земляной вал — он просто утратил свое значение. На его месте начали появляться улицы и площади. Первое масштабное благоустройство здесь прошло после войны 1812 года: дорогу замостили булыжником, все домовладельцы обязаны были разбить палисадники. Именно поэтому кольцо получило название Садовое.

"Садики все были разбиты, они действительно появились в течение 20-30 годов XIX века, что очень украсило улицу", — рассказывает Дмитрий Ястржембский.

Тем немногим, что осталось от земляного города к середине XIX века, была Сухарева башня — редкий памятник нарышкинского стиля. Это грандиозное сооружение, изначально построенное как ворота в город, располагалось рядом с одноименной площадью.

"Здесь раньше располагалась навигационная школа. Потом сюда перевели мытищинский водопровод, и долгое время башня служила, кроме всего прочего, водонапорной конструкцией", — говорит журналист, москвовед Станислав Симонов.

Башню как последнее напоминание о крепости уничтожили в прошлом веке: по мнению городских властей, она мешала движению транспорта. А его в городе становилось все больше: первые трамваи, затем троллейбусы знаменитого маршрута "Б", названные в народе "букашками". Тогда же с Садового кольца пропала большая часть палисадников. Улица превратилась в магистраль, все было сделано для удобства автомобилей — дорогу расширили и заасфальтировали.

"Садовое кольцо по планам 34-го года и по факту, который следующие 80 лет имел место, сложилось как главная транспортная артерия из центральной части города", — рассказывает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

Сейчас на Садовое вновь возвращаются пешеходы. Теперь здесь есть где разгуляться — широкие мостовые, новые скверы, можно кататься на велосипеде или просто сидеть на лавочке. Завершится преображение Садового кольца этой осенью: тогда на нем высадят липы, яблони, клёны — всего более трех тысяч деревьев.