Сирия: Россия, Турция и Иран развели противоборствующие стороны

Завершился шестой раунд переговоров по Сирии в Астане. Процесс создания четырех зон деэскалации почти закончен, осталось согласовать лишь технические детали.

Завершился шестой раунд переговоров по Сирии в Астане. Процесс создания четырех зон деэскалации почти закончен, осталось согласовать лишь технические детали.

Впервые за столом переговоров в Астане представитель вооружённой оппозиции появляется в полевой военной форме. Впрочем, напускной грозный вид — откровенная бравада. Последние успехи правительственных сил и российских военных — и вот уже вопрос участия или неучастия в процессе некогда строптивых оппозиционных формирований даже не обсуждается. Предельно ясно: судьба Сирии да и всего региона решается именно за этим круглым столом в столице Казахстана.

"Были утверждены четыре основные документа, которые регламентируют деятельность зон деэскалации. Это, конечно, знаковый момент, потому что он закладывает хорошую основу для стабилизации ситуации не только в зонах деэскалации, но и вокруг них", — отметил спецпредставитель главы российского государства по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев.

Достигнутое соглашение зафиксировало границы всех четырёх зон деэскалации. Иначе говоря, странам-гарантам в лице России, Турции и Ирана удалось развести противоборствующие стороны. А когда стихают, выстрелы, можно обсуждать и будущее страны. После того как на карту были нанесены заветные линии, появился четкий водораздел между оппозицией и боевиками. Мимикрировать в полутонах чёрных знамён ИГИЛ (запрещена в РФ)(запрещенная в РФ организация) или "Джебхат-ан-Нуср (запрещена в РФ)ы" (запрещенная в РФ организация) больше не получится.

"Если тот или иной человек, та или иная группа не отказываются от вооруженной борьбы с законной властью, это будет расцениваться как террористическая атака, и борьба с ними будет продолжена. Мы надеемся, что в эту категорию попадут только ИГИЛ, "Джебхат-ан-Нусра" и наиболее близко аффилированные с ними структуры. Нам бы очень не хотелось, чтобы этот список расширялся", — отметил Александр Лаврентьев.

При этом страны-гаранты подчёркивают: разграничение на зоны — инструмент временный. Ни о каком разделе Сирии не может быть и речи. Впереди — длительная работа по национальному примирению. Впрочем, за несколько месяцев сделав то, чего в той же Женеве не могли добиться годами, астанинский формат уже показал: нет ничего невозможного. Может быть, поэтому так задумчив спецпредставитель ООН по сирийскому вопросу Стефан Демистура.

Безусловно, говорить о прекращении войны пока было бы преждевременно. Но важно понимать, линии нанесённые на карту в столице Казахстана — это не только про Сирию, это чёткое деление на "до" и "после" для всего миропорядка. В Казахстане Москва, Анкара и Тегеран показали: даже самые острые вопросы глобальной повестки могут решаться без участия главного гегемона последних лет. И куда более гуманно и продуктивно.